Основные работы в области методологии науки
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
Основные работы в области методологии науки
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
«Греческое слово «философия» происходит от слов «греческое слово» - любить и «греческое слово» - мудрость. Буквально значит любомудрие.
К истории слова «философия». Впервые мы встречаем его у Геродота (V в. до Р. Хр.), где Крёз говорит посетившему его мудрецу Солону: «Я слышал, что ты, философствуя, ради приобретения знания исходил много стран». Здесь «философствовать» значит «любить знание, стремиться к мудрости».
У Фукидида (конец V в.) Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами говорит, прославляя афинскую культуру: «мы философствуем, не изнеживаясь», т, е. «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование».
У Платона (IV в.) мы встречаем слово «философия» в смысле, тождественном современному понятию науки, напр., в выражении «геометрия и прочие философии». Вместе с тем v Платона мы встречаем указание, что Сократ любил употреблять слово «философия», как любомудрие, жажда знания, искание истины, противопоставляя его понятию мнимо-готового, законченного знания или мудрости («греческое слово») софистов.
У Аристотеля появляется термин «первая философия» в качестве основной или основополагающей науки, т, е. философии в современном смысле слова (или метафизики). В том смысле, в каком это слово употребляется теперь, оно вошло в употребление лишь в конце античной истории (в римско-эллинистическую эпоху).
Понятие философии. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.
Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т. е. назначения человека и места его в бытии. Зачатки такого цельного мировоззрения есть почти у каждого человека, но у большинства они имеются в форме непроверенных «убеждений» и «верований», слагающихся под влиянием жизненного опыта и мнений окружающей среды или опирающихся на авторитет догматической религии. В противоположность этому философия есть цельное мировоззрение, поскольку оно научно обосновано.
Что такое наука или научное знание? Оно не совпадает ни с книжной «учёностью», ни с знанием как таковым. С первой - потому, что учёность есть уже плод накопления научного знания, которое, очевидно должно ей предшествовать; со вторым - потому, что то или иное знание вообще (напр., техническое, или практически нужное для жизни) есть у всякого человека вообще, чем человек, как «homo sapiens», отличается от животного; научное же знание - далеко не у всякого. Существовали народы высокой культуры (напр., народы Древнего Востока - египтяне, вавилоняне, иудеи, финикияне), не имевшие, однако, никакой науки.
Их знания (напр., технические, астрономические и др.)
1) передавались в течение веков от поколения к поколению без заметного сколько-нибудь быстрого развития,
2) считались неприкосновенными истинами, независимыми от мысли личности, и по большей части санкционировались религиозным авторитетом,
3) никогда не доказывались и не проверялись.
Напротив, когда древние греки в конце VII и начале VI в. до Р.Хр. познакомились с этими знаниями, они быстро превратили их в настоящее научное знание (в первой философской или научной школе греков, так наз. школе милетских натурфилософов Фалеев и его преемников). А именно:
1) знание начало разрабатываться бескорыстно, как знание ради самого знания, без непосредственного отношения к жизненным нуждам, ради исканий самой истины;
2) знание развивалось свободно, каждый мыслитель считал себя вправе самому доискиваться до истин, изменять и исправлять существующее знание, и потому греки в продолжение относительно небольшого времени, с VI по IV или III век, развили слабые зачатки знания в законченные и обширные науки (астрономия, геометрия, медицина, физика, биология, общественные знания);
3) знание доказывалось и проверялось, т. е. строилось рационально, в логически разработанной системе понятий. Поэтому мы говорим, что наука впервые в истории человечества родилась и развилась в Древней Греции.
Итак, научное знание или наука есть знание, осуществляемое путём свободного личного искания истины ради нее самой и логически обоснованное и приведённое в систему. […]
Иначе говоря: изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т. е. система отношений между частями. Так, пройдясь по всем улицам большого неизвестного нам города и осмотрев все его здания, мы не будем иметь ясного представления о городе в целом и можем в нём запутаться, так как не поймём его расположения, отношения между его частями; оно уяснится нам из изучения плана города или когда мы увидим весь город сразу, например с горы. То же и с бытием или миром в целом, изучаемым отдельными науками. Последние изучают части его, не интересуясь их отношениями к другим частям.
Философия же пытается познать бытие и жизнь именно как целое - предмет, не изучаемый никакой другой наукой».
Франк С.Л., Введение в философию в сжатом изложении, Пб., 1922 г., с. 3-4 и 6.