Три вида интуиции по Н.О. Лосскому

Н.О. Лосский, выделял три вида интуиции: чувственную, интеллектуальную и мистическую.

«Следует различать несколько видов интуиции, в зависимости от того, что становится опознаваемым при вступлении предмета в кругозор сознания.

Восприятие цветов, звуков и т п. есть чувственная интуиция, о которой, конечно, тотчас же нужно заметить, что в чистом виде она невозможна: даже отрывочное наблюдение, например, синевы, требует различения, т. е. восприятия этого элемента бытия как определённого, т. е. подчиненного законам тожества, противоречия и исключённого третьего. Эта форма всякого ограниченного элемента мирового бытия есть уже идеальный момент его, обусловленный сверхпространственным и сверхвременным соотношением тожества и противоположности всех элементов мира друг с другом.

Следовательно, усмотрение её возможно лишь путём нечувственной, т. е. интеллектуальной, интуиции. Отсюда ясно, что хотя бы в минимальной степени всякая чувственная интуиция должна сопутствовать нечувственным созерцанием, умозрением.

Отвлекая от реального бытия (от бытия пространственно-временного) его идеальную сторону, познающий субъект может достигнуть знания, сполна нечувственного, может предаться чистой интеллектуальной интуиции. Предметом её служит несамостоятельное идеальное бытие -  отвлечённые идеи, например математические, В сверхпространственном и сверхвременном царстве идеального бытия, рядом с отвлеченно идеальными началами, есть ещё более возвышенная область - конкретно-идеальное бытие. Этим термином я обозначаю субстанции с их индивидуальною сверхвременною сущностью (то, что, например, в человеке Кант называет умопостигаемым я). Индивидуум, как конкретно-идеальное бытие, не подчинён той ограниченной определенности, которая выражена в законах тожества, противоречия и исключённого третьего; в этом смысле индивидуум, как и Абсолютное, принадлежит к сфере металогического. Созерцание этих металогических начал есть мистическая интуиция (или конкретная спекуляция, конкретное умозрение, по терминологии Гегеля).

Для краткости будем обозначать иногда все виды нечувственной интуиции словом умозрение. Таким образом, этот термин будет означать,

во-первых, чистую интеллектуальную интуицию,

во-вторых, те случаи интеллектуальной интуиции, когда к ней присоединяется чувственное восприятие, но лишь как подчиненный момент, и,

в-третьих, мистическую интуицию».

Лосский Н.О., Умозрение как метод философии, Международный ежегодник по философии культуры, «Логос»,  Книга I, Прага, 1925 г., с. 42-43.

 

Примерно в это же время Анри Бергсон «… отделяет ум от интуиции. Ум, он считает, должен играть только служебную роль, а истинным органом является лишённая рациональности интуиция. Ум постигает только мёртвое и материальное, поэтому он хорошо обслуживает естественные науки. Жизненный поток и непрерывность изменяющегося мира ум «схватить» не может и всякий раз терпит неудачу. Уловить изменчивость и беспрерывность может только интуиция. Лосский, в отличие от Бергсона, рационализирует интуицию, считает, что тот впадает в бессмысленность, когда пытается доказывать в рациональных терминах, как фактически пользоваться разумом, отрицая его пригодность в философском доказательстве. Лосский считает, что мир и жизнь мира объясняет интеллектуальная интуиция, и в ней разум существен. У Бергсона интуиция родственна скорее инстинкту, чем уму. Интуиция в его философии - это сознательный инстинкт, луч света, мгновенно проникающий и озаряющий. Такую интуицию Бергсон считает методом философии, её «органом». Его заслуга в том, что он восстановил в правах «сердце» истинной философии метод, о котором говорили и Платон, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель. Во второй половине XIX века о нём забыли, поскольку восторжествовали рационалистические тенденции в философии. Бергсон сблизил инстинкт и метод философии и подвёл к выводу, что именно в таком виде он проявляется в творчестве. Художественное восприятие есть мост, соединяющий ум с инстинктом. Бергсон обосновал это соединение в эстетике. Он сделал почти то же самое, что Кант в «Критике способности суждений», когда примирил в ней знание и веру в эстетическом восприятии.

Н. О. Лосский уходит от такого примирения, рассматривая рациональный метод не только как интеллектуальную интуицию, но и как мистическую. Она даётся в интеллектуальном религиозном опыте, требующем спекулятивного мышления. Поэтому, критикуя Канта за утверждение ограниченности человеческого разума, он соглашается с Гегелем. Считает, что его философия не расходится с интуитивизмом. Взгляды на интуитивное понимание философии Гегеля Лосский изложил в статье «Гегель как интуитивист». В ней он во всем соглашается с немецким мыслителем, показывая глубокое понимание его философии и излагая ее сущность в терминах своего интуитивизма».

Борзова Е.П., Николай Онуфриевич Лосский: философские искания, СПб, «СПбКО», 2008 г., с. 41-42.


Замечу, что, к сожалению, «множественность интуиций» по Н.О. Лосскому, как и  «множественность интеллектов» Говарду Гарднеру не способствовали появлению каких-либо неочевидных идей и/или методик креатива…