Различные эффекты, связанные с интуицией человека
Изменённые состояния сознанияИзменённые состояния сознания человека
X
Различные эффекты, связанные с интуицией человека
Изменённые состояния сознанияИзменённые состояния сознания человека
X
Ниже изложены признаки, непосредственно предшествующие творческому озарению:
«Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известный художник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение, май 2006 г.), уточнённые автором этой статьи.
1. Главное условие, обеспечивающее вхождение в творческое состояние, - одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить в условиях социальной депривации. Однако отделяться от людей надо лишь как от раздражителя, отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялся тонизирующий творца социальный фон его окружения как лёгкий раздражитель, напоминающий ему о теме и нужности его творчества. Именно таким был парижский период творчества Э. Хемингуэя. Он работал - писал - в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудь подходил к нему с навязчивым вниманием - его творческий процесс ломался. Также А.П. Чехов в Ялте оберегал себя от излишнего общения, сохраняя лишь тонизирующие его творчество социальные контакты. Можно вспомнить А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского на одинокой подмосковной даче и многих других.
2. Предтворческому состоянию может быть полезен несильный конфронтационный фон, т.е. лёгкая сердитость творца на окружающих близких ему людей. Л.Н. Толстой перед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую его рукопись. Переводчик древне-французских стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализа с ним, сердился на жену, «сам не зная за что и почему», и чем острее бывало его раздражение, тем лиричнее получались переведенные стихи.
3. Из работ 3. Фрейда известно, что сексуальный стресс может стать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, привносит наряду с воодушевлением, одухотворённостью, вожделением ещё и агрессию эгоизма.
4. Предтворческим состоянием и побудителем к творчеству может стать эйфория автора благодаря его оптимальному телесному состоянию. Тренированное тело (но не чрезмерно, не для рекордов) и общее здоровье создают ощущение лёгкого восторга у автора. Однако перерасход физических сил блокирует стресс творчества. И.П. Павлов сообщал, что его творческому настрою способствовала игра в городки, в которой есть визуальная цель, физическое напряжение, реализующееся в ловкости и точности движений, удовлетворение победой. А. Миллер находил предтворческий стресс в профессиональной физической работе - он делал массивную мебель для своей виллы. В.В. Маяковский отмечал объединенную сублимацию в творчестве сексуальной силы и физической силы. Происходит это «играючи», т.е. без максимального расходования сил. В стихах отражено и творческое одиночество, куда требуется «вбежать», надо полагать, активно прорываясь и порывая с чем-то. Творческий процесс сопряжен с трансцендентностью ночной тьмы - «до ночи грачьей» - и с особым звучанием пространства, и с победной, сокрушающей агрессивностью поэта.
5. Отличной настройкой на творчество может быть эустресс человека в природной среде с красотой её ландшафтов, парков, девственных лесов, со сложнейшим разнообразием облаков, струй воды рек, ручьев и водопадов, с ревом и видом морского прибоя. Так, И.П. Павлов, основываясь на представлении о двух сигнальных системах у людей, разработал для себя способ настройки на научное творчество. Вечером, после суеты рабочего дня, долго рассматривая художественные шедевры на стенах своей квартиры (медитируя?), он, во-первых, «стирал» в сознании дневные впечатления, во-вторых, напрягая первую сигнальную систему (образно-художественную), давал отдых второй сигнальной системе - вербальной, дискурсивно-логической. После этого он приступал к научному творчеству, напрягая преимущественно свою вторую сигнальную систему.
6. Тонизировать творческое состояние могут умеренные экстремальные внешние воздействия (слабые стрессоры): холод, шум и даже такие, как не всегда удобная поза: Э. Хемингуэй писал, стоя за конторкой (но редактировал написанное, сидя в мягком кресле). Даже лёгкий голод способствует творчеству. Эти умеренные стрессоры «подкачивают» творчество как квазиборьбу с неким противником.
7. Для ряда авторов предтворческими стимулами становились симптомы их хронических болезней (например, туберкулёз): преодоление недомоганий обостряло стресс творчества.
8. Известны случаи, когда интенсивному творчеству предшествовало, казалось бы, беспричинно хорошее настроение, ощущение радости, бодрости. Такой эустресс поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для включения процесса творения.
9. Преддверием к пароксизму, взрыву творчества могут стать внезапно возникшее у автора ощущение, что нет никаких толковых идей в голове, мучительное представление о себе как о бездарности и желание бросить всё». Этот творческий дистресс следует расценивать как «квазиуход» от решения стрессогенной проблемы. В действительности это - невольная релаксация. В таких случаях требуется упорство в труде, раньше или позже оно может вновь пробудить вдохновение.
10. Пробуждающая креативность релаксация может быть преднамеренной, например, при трансцендентальной медитации.
11. Наконец, известно множество авторских причуд, магических действий, настраивающих на творчество. В. Гюго всю жизнь работал за маленьким столиком, за которым написал своё первое получившее признание произведение. Писал он только вороньими перьями, так как гусиными талантливо творить ему не удавалось. М. Шагинян, когда ей не писалось, надевала на голову черный чулок, как колпак, и писала, примостившись на уголке кухонного стола среди ароматов готовящейся армянской пищи».
Китаев-Смык Л.А., Факторы напряжённости творческого процесса, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 3, с. 70-71.