Эффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Эффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
При личном общении с выдающейся творческой личностью, это кого-то подавляет, оглупляет, а кого-то, наоборот, вдохновляет:
ПРИМЕР. «Вокруг Ленина всегда было немало людей. В силу своих интеллектуальных качеств он заметно выделялся среди российских социал-демократов ещё в начале века. К нему тянулись, с ним спорили, враждовали, но игнорировать его было невозможно: Ленин был цельной натурой, способной одним своим присутствием влиять на людей. Но близких друзей у него не было. Своим интеллектуальным «ростом» он как бы держал людей на расстоянии».
Волкогонов Д.А., Ленин. Политический портрет, в 2-х книгах, Книга 2, М., «Новости», 1994 г., с. 7.
ПРИМЕР. «Иначе говоря, всякий талант - талант исполнителя. Гений же, скорее, - способность к вдохновению, когда и тема, и предмет деятельности приходят к человеку (как бы) извне и овладевают им. Гений имеет гораздо более серьёзное отношение к Истине, нежели излишне свободный талант. Добавим, что для простого сохранения этой способности к вдохновению нужно зряче и разумно выстроить всю свою жизнь. Гений образует путь. Гений в сочетании с талантом даёт нам великого художника или учёного. Гений в чистом виде - юродивый или пророк. Многие поэты передают ощущение вдохновения через метафору грозы: электрическое напряжение, озарение молнии, следующее за этим ощущение свежести мира. Возможно, это более чем метафора. И вблизи гения возникает что-то вроде атмосферной гениальности, где способность другого человека к вдохновению (если она есть) обостряется. По мере чтения книги моя уверенность в этой гипотезе крепла. Но если это действительно так, то нам надо пересмотреть многие наши наивные представления о паре «учитель - ученик». И, возможно, главной задачей подлинного гения является поддержание эстафеты гениальности, своеобразной духовной наследственности. Тогда становится понятно, отчего А.Н. Колмогоров, оставшийся в своих открытиях и свершениях, всё же подлинно живет скорее в своих учениках. Да и его необыкновенный интерес к проблемам образования тоже становится понятнее».
Костюков Л., Колмогоров в воспоминаниях учеников, журнал «Знамя», 2007 г., N 3, с.
ПРИМЕР. «Можно принимать Наполеона за героя или антигероя - неважно. Но кого с ним сопоставить, кто был для него злым гением или, с другой точки зрения, спас от злодея мир - Питт, Меттерних, Александр I, Веллингтон, Кутузов? Увы, не найти равнозначной Бонапарту фигуры и среди его соратников. Хотя здесь уйма незаурядных людей, все они светятся отражённым светом его славы, тускнеют и, за редкими исключениями, исчезают без следа, когда их вождю изменяет удача. Правда, это относится почти исключительно к военным и политическим лидерам. В литературе, искусстве, науке гений создаёт вокруг себя зону своего рода наибольшего творческого благоприятствования, в которой произрастают другие звёзды первой величины. Как ни безмерно высок Пушкин, нельзя сказать, что он на голову выше Лермонтова и Гоголя. Три гения эпохи Возрождения - Леонардо, Микеланджело, Рафаэль - не случайно встретились во времени: соперничая, они возвышали друг друга. Благородная муза не боится соревнования, будучи уверена, что превзойти её нельзя, можно лишь создать нечто иное - пусть не хуже, но и не лучше. В сфере политики правят другие законы. Власть и идеология не любят конкуренции. Великие правители умышленно или побуждаемые инстинктом самосохранения вытаптывают почву вокруг себя, чтоб никто не подобрался к ним врасплох».
Шахназаров Г.Х., С вождями и без них, М., «Вагриус», 2001 г., с. 385.
Эффект многократно описан на примере разных творческих личностей и их окружения, но его механизмы не исследованы.
Пассионарная индукция по Л.Н. Гумилёву.