Эффекты, которые скорее ведут к ослаблению творческой деятельности…
X
Эффекты, которые скорее ведут к ослаблению творческой деятельности…
X
При личном общении с выдающейся творческой личностью, кого-то это вдохновляет, кого-то подавляет, а кого-то оглупляет и опустошает…
ПРИМЕР. «Пётр опасался появления независимых людей. Он как бы предчувствовал их опасность для государства, избегал встреч с западноевропейскими мыслителями. Во время поездок и пребывания в Западной Европе его интересовали прежде всего «профессионалы»: государственные деятели, военные, строители, моряки и рабочий люд - шкиперы, плотники, корабельщики, то есть все те, кто мог осуществлять его идеи, а не создавать их. Поэтому, может был у Петра лучше всех отношения складывались с архитекторами среднего таланта и не сложились они с Леблоном, предложившим свой план строительства Петербурга. Может быть, Пётр был и прав. Изучая его указания, сопровождавшиеся иногда мелкими набросками, нельзя не удивляться самостоятельности его градостроительной концепции. Среди талантливых и энергичных практиков Пётр чувствовал себя свободнее, чем среди теоретиков и мыслителей».
Лихачёв Д.С., Избранное: мысли о жизни, истории, культуре, М., «Российский фонд культуры», 2006 г., с. 66.
Наиболее сильные личности преодолевают указанный выше эффект в своём творчестве.
ПРИМЕР. «В предшествующем я показал, как я воспринимал Маяковского. Но любви без рубцов и жертв не бывает. Я рассказал, каким вошёл Маяковский в мою жизнь. Остаётся сказать, что с ней при этом сделалось. Теперь я восполню этот пробел.
Вернувшись в совершенном потрясении тогда с бульвара, я не знал, что предпринять. Я сознавал себя полной бездарностью. Это было бы ещё с полбеды. Но я чувствовал какую-то вину перед ним и не мог её осмыслить. Если бы я был моложе, я бросил бы литературу. Но этому мешал мой возраст. После всех метаморфоз я не решился переопределяться в четвёртый раз.
Случилось другое. Время и общность влияний роднили меня с Маяковским. У нас имелись совпаденья. Я их заметил. Я понимал, что если не сделать чего-то с собою, они в будущем участятся. От их пошлости его надо было уберечь. Не умея назвать этого, я решил отказаться от того, что к ним приводило. Я отказался от романтической манеры. Так получилась неромантическая поэтика «Поверх барьеров». Но под романтической манерой, которую я отныне возбранял себе, крылось целое мировосприятье. Это было пониманье жизни как жизни поэта. Оно перешло к нам от символистов, символистами же было усвоено от романтиков, главным образом немецких».
Пастернак Б.Л., Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве, М., «Искусство», 1990 г., с. 109.
Эффект многократно описан, но подробно не исследован. Вот одно из возможных объяснений, данных Артуром Шопенгауэром:
«…гений обычно живёт одиноко. Он слишком необычен, чтобы легко встретить равного себе, слишком отличается от других, чтобы дружески общаться с ними. У них преобладает воление, у него - познание, поэтому их радости не его радости и его радости - не их. Они - лишь моральные существа и связаны только личными отношениями, он - одновременно и чистый интеллект, который в качестве такового принадлежит всему человечеству. Ход мыслей его освободившегося от своей почвы, воли, и лишь периодически к ней возвращающегося интеллекта вскоре обнаруживает своё полное отличие от хода мыслей интеллекта обычного, пребывающего на своём стволе. Поэтому, а также вследствие разницы в быстроте мышления, гений не приспособлен к совместному мышлению, т.е. к беседе с другими: он с его давящим превосходством доставит им так же мало радости, как они ему. Поэтому они чувствуют себя лучше с равными себе, а он предпочтёт общение с равными ему, хотя, как правило, это оказывается возможным только посредством оставленных ими творений […] Самый счастливый жребий, который может выпасть на долю гения, - освобождение от житейских требований, ибо это не его стихия, и досуг для творчества. Из всего этого следует, что хотя гениальность и может дать одарённому ею человеку высокое наслаждение в часы, когда он, беспрепятственно отдавшись ей, утопает в блаженстве, она отнюдь не дарует ему счастливой жизни, скорее наоборот. Это подтверждают и биографии великих людей. К этому добавляются и плохие отношения с окружением, поскольку гений в своих творениях и действиях большей частью находится в борьбе и противоречии со своим временем. Люди только талантливые всегда приходят вовремя, ибо созданные духом и потребностями своего времени, они способны удовлетворить их, и не более того. Они вступают в колею общего продвижения образованности своих современников или в постепенное развитие специальной науки - и на этой колее их ждут награды и успех. Однако последующему поколению результаты их деятельности уже не нужны, их заменяют другими, которые также не долговечны. Гений врывается в своё время, как комета в орбиты планет, стройному и установленному порядку которых чуждо её эксцентрическое движение. Он не может войти в колею преднайденного, равномерного движения образованности своего времени, а бросает свои творения далеко вперёд по лежащему перед ним пути (подобно императору, который, обрекая себя на смерть, бросает своё копье во вражеские ряды), и на этом пути время должно их догнать».
Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление, Тoм 2, М., «Наука», 1993 г., с. 421.
Творческая личность и внешние обстоятельства по Г.С. Альтшуллеру.