Артур Шопенгауэр защищает диссертацию: «О четверояком корне закона достаточного основания»

Артур Шопенгауэр  защитил докторскую диссертацию в Йенском университете  и озаглавленную им: «О четверояком корне  закона достаточного основания». Каково содержание этой вводной части?

«В содержании  этой  работы  - и  на  это  намекает уже  её  название  - смыкаются  две  различные  историко-философские  тенденции.  Первая  из  них восходит к учению  Аристотеля и его школы в Ликее  о четырёх причинах, и под четырьмя  вариантами  достаточного  основания Шопенгауэр имеет в виду именно действие закона причинности, то есть связи причины со следствием в различных срезах действительности. У Аристотеля речь шла об одной и той же объективной реальности,  но  истолкованной  как продукт  соединения  духовной «формы»  и «материи», отношения между которыми толкуются четырьмя разными  способами. У Шопенгауэра   речь   идёт  только  о  «неполноценной»,  так  сказать,  части реальности,  о сфере видимости, но в  этой  сфере он  выделяет четыре разных слоя, из которых четвертый -  самый глубинный, наиболее близкий и даже прямо примыкающий к сущностному ядру действительности. Вторая тенденция, содержащаяся в   концепции  «четвероякого  корня», примыкает   к   известному   закону  достаточного   основания,  который  был сформулирован Лейбницем. Но этот методологически исключительно важный  закон был отнесён его автором к области логических связей и отношений, где на этот закон непосредственно опирается объединенный закон тождества, противоречия и исключенного третьего. Однако в силу принятого Лейбницем тождества бытия и мышления закон  достаточного основания действует также и в  сфере объективного бытия, причём свойства духовных сущностей  этого бытия оказываются  основанием  и  для  существования  «хорошо  обоснованных  (bene fundata)» материальных  явлений. 

По-иному  обстоит  дело  у Шопенгауэра. Он выделяет четыре различные модификации этого закона: для физических объектов, то  есть  для  связей  и отношений  материального  мира,  затем  для  связей логического  мышления, для  отношений  математических и  для психологической волевой  обусловленности.  Все эти  объекты,  связи  и отношения имеют место только  в сфере явлений, которую он, Шопенгауэр, понимает как  неполноценную область    видимости,    кажимости.    Всё   это    только    «представления(Vorstellungen)», с одной стороны,  эмпирических человеческих  сознаний, а с другой - вкупе и с этими  сознаниями - иллюзорные или почти иллюзорные связи причин  с  их  следствиями носят  механический  линейный  характер  (понятие взаимодействия Шопенгауэр отвергает). Но все эти связи существуют только как связи представлений,  и  сами  они  не  более как  представления. Шопенгауэр объемлет  их  понятием  «основание  бывания  (fiendi), или  становления (des Werdens)».

В частных науках о природе эти связи постигаются интуитивно действующим «рассудком (Verstand)», а затем  «объясняются» и выражаются в понятиях науки обобщающим их «разумом  (Vernunft)».  Таким образом,  Шопенгауэр  использует главные  термины кантовской  трансцендентальной логики, но придает  им новый смысл.  Рассудок  сближается  им  с  чувственностью  и  оказывается  как  бы выражением  осознанной  воззрительности,  до  некоторой степени  родственной будущей  «теоретической  нагруженности впечатлений»,  о  которой  так  много рассуждают в философии науки  второй половины  XX  в.  Это сближение стирает различие между чувственной и интеллектуальной интуицией, что произошло уже у позднего Шеллинга в  его философии  откровения, а в  учении его об искусстве еще  раньше. Что  касается разума, то он у Шопенгауэра утрачивает кантовский диалектический   смысл  и   занимает  место  рассудка,  поскольку  оперирует категориями и аппаратом  формальной  логики  и с их помощью создаёт  обобщения. Поэтому было бы  возможно при переводах Шопенгауэра на русский язык заменять термин   «Verstand»,   скажем,  словом  «умозрение»,  a   «Vernunft»  словом «рассудок».  В  настоящем  издании  мы сохранили традиционную  терминологию, подчёркивающую  зависимость  Шопенгауэра  от  кантовской линии  рассуждений, проделанное им коренное преобразование которой он несколько затушевал, введя между  «рассудком» и  «разумом» опосредующую  их «способность суждения». Она значительно отличается от тех  «способностей суждения»,  которыми оперировал Кант.

Собственно  формально-логические  связи философ относит ко второму виду действия  закона   достаточного  основания.  Это  «разумная»  обоснованность («логическая   причинность»)   как   «основание   познания   (cognoscendi)», действующее в виде связи логических посылок с их следствиями. Подобно Канту, Шопенгауэр резко отличает логическое  обоснование от физического, и  в  этом имеется явный резон: обоснования результата в  таких,  например,  суждениях, как «в комнате тепло, потому что термометр показывает, что в комнате тепло», и «в комнате тепло, потому что натоплена печь», очевидно, различны. Но между этими двумя суждениями имеется связь по содержанию, ибо  ртуть в  термометре поднялась  довольно высоко как раз потому, что воздух в  комнате согрелся от натопленной печи, и это тоже очевидно. Но конечно, специфичность  собственно логических связей следует признать.

Третий вид  закона достаточного  основания связывается  Шопенгауэром  с математическим  познанием:  пространственная   обусловленность  обеспечивает существование  геометрии, а временная - существование арифметики  и алгебры. Здесь    рассматриваемый   закон   действует   как    основание   априорного категориального  бытия  (essendi).  Ведь также и  бытие  материи  Шопенгауэр объявляет продуктом деятельности пространственно-временных априорных связей. Тем более он полагает, что саму математику всю можно обосновать на интуициях априорной мудрости  «чистого», то есть  совершенно абстрактного, созерцания. Но в отличие от Канта, - это интуиции  иррационального  характера, причём их иррационализм  несколько  прикрыт   отождествлением  «чистого»  чувственного созерцания  с  рассудочным.  Такое  отождествление  Кантом, как известно, не проводилось.

И наконец, четвертый  вид  закона  достаточного основания -  это  самый существенный и  лежащий  в  основе трёх остальных способ  его  обнаружения в области  духовной  сущности.  Первые  три  модификации  закона  достаточного основания опираются на четвертую из  них, а  значит, в конечном счёте должны сводиться  к основаниям  психического  характера, которые,  в  свою очередь, сводятся к волевым усилиям людей, а эти усилия проистекают из аналогичной им сущности  всей   действительности.   Таким   образом,  все  виды  причинения оказываются волевыми связями, в воле содержится сущность всякой причинности.

Ниже мы увидим, какую роль во всех этих построениях сыграло,  кроме мотивов, исходящих от  Аристотеля и Лейбница, влияние  кантовской традиции, а  сейчас охарактеризуем  подробнее  саму четвероякую  структуру  закона  достаточного основания в том его виде, в каком его представил себе Шопенгауэр».

Мееровский Б.В., Нарский И.С., Послесловие к книге: Артур Шопенгауэр, О четверояком корне... Мир как воля и представление, том 1. Критика кантовской философии,  М., «Наука», 1993 г., с. 639-641.

 

Каноны Джона Милля