Восприятие обществом новых идей по Ф.М. Достоевскому

Ф.М. Достоевский публикует статью «Ответ «русскому вестнику» в журнале «Время» 1861 г., N 5.

«Дело ловкое: это значило польстить большинству и таким образом расположить  его в свою пользу и, опираясь на него, подавить противника. Вот каким  образом это делается.

Во всяком обществе с начала мира всегда есть огромное  большинство людей, стоящих за то, что, по их понятиям, незыблемо и  неподвижно. Эту незыблемость и неподвижность они любят преимущественно за  то, что она совпадает с их материальными текущими интересами, часто в ущерб  остальным и многочисленнейшим их собратьям, и для них хоть весь свет гори,  было бы им хорошо. В интересах своих они составляют себе и нравственность, и  другие правила, обыкновенно взяв первоначальную, праведную идею и для  собственных выгод извратив её до того, что от первоначальной сущности её не  остается даже и тени.

Разумеется, это большинство с ненавистью смотрит на  всякий намёк о прогрессе, на всякое нововведение, откуда бы оно ни шло,-  явление, впрочем, нормальное и происходящее от потребности самосохранения.

Рядом с этой наибольшей частью общества всегда есть и меньшинство, которое с  огорчением смотрит на неподвижность большинства, на его озлобленную тупость,  на нерасчёт в понимании своих собственных выгод, на извращение всех  естественных и праведнейших идей в угоду грубым интересам, а главное, на  извратителей, угодников и обольстителей толпы, действующих почти всегда из  собственной личной выгоды. В этом меньшинстве таятся прогрессивные жизненные  силы в противоположность застою всего общества.

И та и другая сторона сами  по себе законны и даже необходимы одна другой. Но ненависть и борьба между  ними непрерывны. А между тем в обоих лагерях бывают почти всегда люди  честные и высоких нравственных качеств. Между меньшинством являются иногда  люди гениальные; кроме того, всегда есть люди честные, прямые, готовые всем  пожертвовать для блага общества и стоически переносить всевозможные гонения. 

Но рядом с ними существуют мальчишки и крикуны. Они суетятся, забегают  вперёд, исповедуют новую идею до крайности, бездарно и грубо схватывают одни  только её верхушки, и они-то наиболее вредят всякой новой идее, опошливая её  в глазах и без того уже враждебного к ней большинства. Эти крикуны  неизбежны; они существовали везде и всегда, во все времена и во всех  народах, и существуют тоже по какому-то неизбежному закону природы. А между  тем как ни смешны эти крикуны, из числа их бывает много людей честно и благородно преданных делу.

Да и вообще между людьми гораздо более честных и благородных, чем подлецов. Прозорливый человек никогда не будет судить по этим крикунам о стойкости и истинности  какой-нибудь новой прогрессивной идеи, проповедуемой в избранном меньшинстве  общества лучшими его представителями. Но те, которые льстят большинству из  выгоды, немедленно подхватывают смешную сторону крикунов, указывают и  растолковывают её всем желающим слушать их: ума тут много не нужно; надо  только глумиться, а иногда и поклеветать, и дело в шляпе. Поклеветать же  необходимо.

Выдуман, например, громоотвод - все в городе приходят в  смятенье: как? идти против судеб божиих, прятаться от его гнева, усмирить  молнию, управлять громами? - да ведь это новая вавилонская башня, да ведь  это безнравственно, нерелигиозно, это значит прямо идти против всевышнего,  навлечь на себя гнев господень. В тюрьму изобретателя, судить его, казнить!  Тут сейчас являются и услужливые: молнию хочет поймать за хвост, ха-ха-ха! -  и все смеются. И вот изобретателю проходу нет в городе. Клеветать, извращать  идею и грубо насмехаться над нею - это главное средство всех льстецов  большинства.

Жорж Занд, например, пишет романы и защищает женщин, - чего  медлить? Надо тотчас же провозгласить, что она требует уничтожения брака и  позволения женщинам всенародно развратничать. Да побольше, да получше  глумиться над ней, карикатурить её, чем грубее - тем лучше; тем больше будут  смеяться! Помню я, как у нас Жорж Занд называли Егором Зандом, а Барбеса -  балбесом. Боже мой, как эти остроты казались тогда смешными и как им  смеялись! Это глумление чрезвычайно ловко и выгодно для всех «умеющих  разрешать загадку жизни». Они имеют влияние даже на честнейших людей,  незнакомых с делом, отбивая у них своими клеветами и смехом даже и охоту с  ним знакомиться.

К этому способу обыкновенно прибегал Фаддей Булгарин с компаниею».

Достоевский Ф.М., Ответ «Русскому вестнику» / Cобрание сочинений в 15-ти томах, Том 11, Л., «Наука», 1988-1996 гг.,  с. 183-184.