«Обучать мудрости, то есть насаждать в сердца своих ближних нравственные идеалы и посвящать их в тайны природы и жизни, вменялось каждому человеку в долг, самый благородный и священный: отказаться от него или сделать его предметом купли и продажи казалось неслыханным преступлением. Что такого рода взгляды не были присущи одному Сократу и его последователям, а всему древнему миру, где наёмный труд в тех или других формах почти не существовал, мы видим, например, из того, что в Риме вплоть до I века по Р. X. адвокатский гонорар считался позорным; да и в наше время некоторые профессии, как врачебная или адвокатская, до сих пор сторонятся коммерческих сделок и не входят в круг рыночного спроса и предложения.
Тем понятнее должно быть для нас негодование Сократа или Платона на софистов: (имеется в виду платное обучение софистами желающих – Прим. И.Л. Викентьева), явление было новое и казалось не лучшим, чем торговля телом какой-нибудь Феодоры и Фрины. «Мы все знаем, Антифон, - говорит Сократ одному из своих друзей, - что мудростью, как и красотою, можно располагать двояко. Если женщина берёт себе в друзья человека, которого она считает честным и хорошим, мы считаем её также честной и хорошей, но если она продаёт свою красоту всякому, кто готов уплатить определённую цену, то мы называем её проституткою.
Точно так же и с мудростью: того, кто дружится с честным человеком и научает его всему тому хорошему, которое он знает сам, мы также называем честным человеком, но если кто продаёт свою мудрость за деньги всякому, кто только готов её купить, то он не что иное, как софист - проститут философии». Эти слова довольно-таки недвусмысленны, и было бы странно ожидать, чтобы Сократ, у которого, как ни у кого другого, слово и дело были органически связаны между собою, отступил от своих убеждений ввиду тех или других практических соображений».
Орлов Е.Н., Сократ / Сократ; Платон; Аристотель; Бруно: биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), СПб, ЛИО «Редактор», 1995 г., с. 13.