Классификация вариантов развития личности по В. Н. Козыреву

Главный врач психиатрической больницы имени Алексеева (бывш. им. Кащенко)  профессор В.Н. Козырев приводит четыре возможных варианта развития личности:

 «1. У человека много и творческого, и патологического потенциала. Он непременно реализуется в одарённую личность.

2. При малых творческой и патологической потенциях - будет нормальным, даже посредственным.

3. Если у человека много патологического, но мало творческого потенциала, он станет психически больным,

4. Если патологии мало, а творчества много - человек реализует свои способности на высоком уровне, но гением не станет.

В любом из нас заложено намного больше, чем мы можем реализовать. А иногда случается, что гениальный человек оказывается вне сферы творчества. Но гениальность всё равно даёт о себе знать. Как у Ломоносова. Впрочем, здесь возникает один нюанс. Пусть вы человек одарённый, имеете большой и творческий и патологический потенциалы, но, не имея способности к развитию заложенной одарённости, не станете тем, чем можете стать. Бывает так: вы воспитываете двоих детей, учите их, работаете с ними - один в результате окажется Эйнштейном, а другой дворником. Потому что один ребёнок умел развивать свои способности, а другой (имея тот же «наследственный набор») - увы, нет. Лермонтов - пожалуйста, классический пример. В 27 лет настолько подняться выше своих одногодков, получив не самое высокое образование, - это свидетельствует о том, что поэт, «впитывая» мир по-своему, имел способность развивать свои способности.

Говоря о «наследственном наборе» (наличии творческого и патологического), мы, конечно, подразумеваем мозг. Сознание и подсознание. Сознание и сверхсознание («сверх-я» - по Фрейду): это то, что напичкано всякими табу, законами и правилами. Сознание тормозит подсознание (где и «хранятся» наши творческий и патологический потенциалы). Но иногда этот «тормоз» можно снять. Ведь вы встречались с людьми, которые только, что называется, до первой рюмки не умеют ни петь, ни танцевать, ни общаться на английском. Такого же эффекта «снятия тормоза» можно добиться не только с помощью алкоголя, наркотиков (между прочим, многие художники, музыканты и артисты используют их), сна (Пушкин писал стихи во сне, а Менделеев увидел во сне свою таблицу), гипноза и... психопатологии. Всё перечисленное и можно назвать пусковым моментом, подавляющим действие сознательного барьера. Есть ещё один стимулятор», который можно получить при жизни, - прогрессивный паралич (заболевание сифилитического характера), которым страдали Врубель, Мопассан и Гёте.

Кто знает, сколько гениев было б сегодня, если бы ученые смогли ответить на вопрос: возможно ли вводить человека намеренно в патологическое состояние? Никто не ответит: стал бы Достоевский Достоевским, если бы он жил в наше время и его лечили бы от эпилепсии? Вроде понятно: расстройства следует лечить (и лечат!), а вдруг вместе с болезнью «лечат» и гениальность?».

Непомнящий Н.Н., Люди-феномены, М., «АиФ-Принт», 2001 г., с. 247-248.

 

Классификация теорий гениальности по Анне Анастази