«К середине XVII века наука окончательно сформировалась как общественный и государственный институт. Но и тогда своей главной задачей наука ставила познание Божественного замысла и гармонии мира.
Чем больше наука «боролась с религией», отстаивала своё право самостоятельно решать последние вопросы бытия, тем полнее она освобождалась от традиции, делала необязательной веру. Учёный становился великим скептиком; он просто обязан был не принимать на веру решительно ничего. Университетский профессор XVII-XIX веков был жрецом, но особым жрецом рационального знания. Это касается, кстати, и теологов: ведь и Бога можно познавать рациональными средствами.
С того же времени можно наблюдать и несколько типажей учёных, которые воспроизводятся в каждом поколении:
1) Учёный джентльмен. Для него наука престижное хобби. В «Затерянном мире» это лорд Джон. Впрочем, подобные типажи густо разбросаны по всей британской литературе.Учёный джентльмен занимается наукой потому, что ему это нравится. Он зарабатывает на жизнь в другом месте или просто «располагает частными средствами».
При организации Королевского научного общества в Англии в 1667 году выяснилось, что из 300 учёных джентльменов 298 имеют собственные средства. Для 1 джентльмена остальные 298 устроили складчину, и он до конца своих дней жил на доходы от купленного для него кабака. Ещё одного коллега задолго до 1667 года взял к себе в имение в библиотекари, а потом передавал своим друзьям в качестве домашнего учителя. Взявшего звали Фрэнсис Бэкон. Библиотекаря Томас Гоббс. Два знаменитых философа.
2) Специалист, получивший хорошее образование и реализующий его на практике. Таков доктор Ливси Стивенсона, «не чуждый науки». Таковы ветеринары Дж. Хэрриота и многие из них пишут в научные журналы, имеют учёные степени.
3) Преподаватель высшей школы, параллельно занятый наукой. Те же Саммерли с Челленджером. Профессор университета просто не мог не быть одновременно активным учёным. Он не только хранил и передавал, он активно собирал и пополнял рациональные знания.
Кстати, до Второй мировой войны во университетах Европы на один час прочитанной лекции начислялось восемь часов на её подготовку. Система предполагала высочайший уровень квалификации профессора и его работу в науке. Менделеев так прямо требовал увольнять профессуру, которая не ведёт своих самостоятельных исследований.
Все три типажа несли в массы идеалы века Просвещения. Все они создавали, накапливали, хранили, передавали рациональное знание.
Наука учёных джентльменов « очень аристократичное занятие. Учёные сами решают, кто тут учёный, а кто нет. Они обладают знанием, которое несёт в себе замкнутая каста, сама выбирающая тех, кто достоин быть её членом».
Буровский А.М., Неудобные вопросы к науке от профессора Буровского, М., «Тион», 2022 г., с. 131-132.