Седьмое письмо Платона тирану Сиракуз Дионисию-младшему

Тиран Сиракуз Дионисий-младший утверждал, что он весьма сведущ в философии и использовал отдельные мысли Платона.

Платон считал, что Дионисий-младший – самозванец, а настоящая философия не может быть выражена в письменной форме.

«Платон в своём Седьмом письме выдвигает тезис, который может показаться странным. Отвечая на упрёк, что Дионисий излагает его философию как свою, фактически присваивает её, Платон отмечает принципиальную невозможность подобного повторения.

Мысль Платона, если я её верно понимаю, очень неожиданная.

Он говорит, что в философии плагиат невозможен.

Он невозможен не только в том смысле, что Дионисий на это не способен, но и в том смысле, что это невозможно в принципе, философия не может застыть в языке, в словах, философскую мысль нельзя оторвать от самого мыслящего.

Платон выстраивает развёрнутую аргументацию, выделяя определенные стадии познания. Он приводит пример с кругом. Что есть круг.

Сперва, мы даём имя кругу, называем нечто кругом, потом даём определение кругу; даже изображаем его; затем познаём, что такое круг. И это всё ещё не философия. Философия начинается тогда, когда мы мыслим всё в некоем единстве, мыслим бытие круга. Это такая стадия, которую трудно выразить в языке.

Данная метафора говорит о том, что философская идея для своего выражения требует многих речевых опытов, рассмотрения с разных сторон, требует аналогий, метафор, других разнообразных мыслительных процедур. Совокупность всех этих сложных, противоречивых форм связи философской мысли с языком нельзя уложить в рамки статьи.

Почему, собственно, считалось предпочтительным философию развивать в устной форме, где есть вопросы и ответы, где всегда можно что-то уточнить, сказать иначе с тем, чтобы подходить и подходить всё ближе к пониманию идеи, которую тем не менее выразить до конца нельзя».

Гусейнов А.А., Выступление на «круглом столе»: Можно ли измерить научное творчество?, журнал «Вопросы философии», 2014 г., № 4, c. 51-52.