«Из диалога «Горгий» (вероятно, записан примерно в 390 году до нашей эры Платоном - Прим. И.Л. Викентьева), например, можно «вычитать» некоторые элементы сократовской вопросительной методики, которую он сам формулирует в качестве предварительных условий проведения беседы.
Схематично элементы сократовской методики могут быть, на мой взгляд, представлены следующим образом:
- последовательное чередование вопросов и ответов;
- отказ от долгих речей;
- краткое формулирование ответов.
В этой методике предлагается конвенция, в соответствии с которой:
- вопросы нужно задавать даже о том, что, казалось бы, совершенно ясно (достаточно вспомнить, как часто это происходит, например, в работе профессионального детектива). Цель такого кругового движения заключается в том, что оно:
- направлено «не на невыгоду» собеседника, но объясняется опасением, чтобы не возникло привычки перебивать друг друга или забегать вперёд;
оно порождено стремлением, чтобы собеседник «довел своё рассуждение до конца», причём так, как он сам найдёт нужным, «по собственному замыслу».
- новые вопросы можно формулировать только после того, как получен ответ на предыдущий;
- всегда необходимо формулировать конкретные вопросы, порождающие логику последующего рассуждения;
- спрашивающий не должен вести пространные речи и задавать несколько вопросов сразу.
Идеи стратегии Сократа очень полезны, на мой взгляд, для тех, кто принимает решение. Его стратегия, в частности, проявляется и в том, что:
- он всегда верен себе, не боится разбирать то, что:
- внешне кажется мелочью и пустяком; он часто использует стратегию ли-вопросов «я буду спрашивать, а ты, когда решишь, что я называю верно, подтвердишь, когда неверно - ответишь "нет"».
Итак, в диалогах Сократа / Платона вводятся правила работы внутри вопросно-ответной процедуры, но там же часть из них регулярно и нарушается. Вместе с тем хотела бы заметить, что факт нарушения выработанных правил проведения беседы самим Сократом никак не умаляет значения этой методики в целом. Сократ ведёт долгие речи, нарушает последовательность взаимоотношений вопрос-ответ, кратко не формулирует ответы, но он никогда не выпускает из рук инициативу в ведении беседы.
Сократ всегда является лидером диалога и, в частности, поэтому добивается успеха».
Сорина Г.В., Искусство аргументации сквозь призму вопросно-ответных процедур, в Сб.: Мысль и искусство аргументации / Под ред. И.А. Герасимова, 2003 г., с. 93-95.