Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Отдельные творческие решения в искусстве
X
Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Отдельные творческие решения в искусстве
X
Никифор Влеммид - составитель и автор произведения «Сокращенная логика».
В этом «… своеобразном своде теоретических положений, касающихся философии, логики, риторики и грамматики, специальных главах автор анализирует функции существительного и глагола, слова и предложения, характеризует виды предложений; определяет многие риторические фигуры: в главах 8 и 14 - что такое синоним, антоним, омоним, полионим, пароним; глава 30 называется «Об утверждении и отрицании», а глава 31 - «О силлогизме и инверсии».
Правда, оригинального в разработку этих вопросов Влеммид вносит немного: он основывается на результатах труда античных (особенно Платона, Аристотеля) византийских предшественников, более всего Иоанна Дамаскина, составившего в своё время компилятивный в основном труд под названием «Источник знания», тем не менее, ценность труда Влеммида для того времени не умаляется, так как автор оказался хранителем и распространителем накопленных до него знаний:
«Сокращенная логика» предназначалась и действительно использовалась как учебник для философских и риторских школ. Сейчас не всегда можно восстановить тот ли иной источник Влеммида по каждой области анализируемых знаний, по, каков бы он ни был, в целом его труд играл, несомненно, положительную роль в развитии фрилософской и эстетической мысли его современников и последующих поколений.
В рассуждениях Влеммида следует отметить общее рационалистическое направление его мысли и особенно чрезвычайно показательное для мировоззрения людей того времени признание объективной значимости и ценности искусства «как «знания всеобщего, соедииеного с разумом, имеющего изменяемый объект» (§ 6).
В этих словах заключено осознание высокой роли искусства, столь необходимое для будущих достижений Ренессанса в области художественного творчества. Автор излагает своеобразную теорию искусства, трактуя сущность его как результат переработки отдельных восприятий с целью принести пользу для жизни (§ 7).
В этой теории особо значительна высказанная ещё Платоном мысль о воссоздании будущего художественного образа первоначально в уме и воображении художника, который творит потом в соответствии с этим образом. Весьма существенно, что Влеммид утверждает эту мысль, подчёркивая при этом роль разума и значение воображения в творческом художественном процессе:
«§ 4. Частичное знание в соединении с разумом создаёт часть искусства или науки: искусства, если объект изменяем, науки - если объект не изменяем.
§ 5. Общее знание в соединении с разумом создает высшее искусство или высшую науку: искусство, если объект изменяем и обратим, если же он не изменяем и не обратим, - науку.
§ 6. Ведь искусство и наука различаются по - объекту. Следовательно, искусство есть знание всеобщего, соединенное с разумом, имеющее изменяемый объект.
§ 7. Или опять же: искусство есть то, что образуется из отдельных восприятий, подвергшихся обработке для полезной цели в жизни...
§ 8. Искусство опять же есть некая данность, шествующая стезею вместе с воображением. Добавляются слова «вместе с воображением» согласно природе: ведь природа есть некая данность как имеющая бытие в том, в чём она заключена, например в животном, в растении, в камне и т. д. «Шествует стезею» - это значит: продвигается по порядку и делает все в соответствии с разумом, но не при участии воображения, подобно искусству. И ведь она (природа.- Прим. И.Л. Викентьева) не творит заранее в себе образ того, что хочет создать, ибо она лишена разума. Но художник, который прибегает к разуму, как только хочет создать что-либо, прежде творит этот образ в самом себе и только потом так исполняет его».
Намеченное в этих строках определение различия между искусством и наукой находит дальнейшее развитие, свидетельствуя о рационалистическом направлении авторской мысли:
«§ 9. Наука... есть уверенное и непоколебимое знание общего. Ибо она уверенно познает познаваемое...
§ 20. Мышление же есть сила, познающая всеобщее, которая действует при помощи разума, не сразу, но достигая познания посредством какого-либо метода.
§ 21. Называют мышление и умом в силе вследствие умственной энергии, т. е. приведения посредством силлогизмов к тому, о чем думает ум в энергии при простых обащениях...
§ 26. Опыт исходит от мнения без разума и одновременно от чувственного восприятия и от воображения; когда от чувственного восприятия и от воображения, то это называется непосредственным узрением; а когда опыт движется от мнения неразумного, тогда это называется изысканием, как если кто-либо считает, что есть такие-то природы вспомогательных средств, сам не будучи в них сведущ, но услышав от других и так полагая.
§ 27. От мнения в соединении с разумом и от мышления возникает искусство. И ведь и оно при их помощи (разума и мышления - Прим. И.Л. Викентьева) в равной степени познает общее в соединении с разумом.
§ 28. Наука рождается от мышления и ума. И, показывая необходимые начала, например,что точка неделима и тому подобное, берет от мышления и ума то, в чём все согласны и что не нуждается в доказательстве, например, что Бог благ и тому подобное.
§ 29. И тем еще отличается искусство от науки, что искусство возникает из мнения и мышления в соединении с разумом, а наука - из мышления и ума».
В рассуждениях автора строго выдержанная логическая чёткость достигнута благодаря, главным образом, тому, что мысль выражена в немногословных параллелизмах либо антитезах, в кратких колонах и исоколонах. Достаточно вникнуть хотя бы в такие сложные по содержанию части, как вопрос о разнице между научным знанием и искусством или о роли воображения в искусстве. Основываясь на учении Аристотеля, Влеммид относит воображение к познавательным силам души человека:
§ 14. Познавательные силы души суть ум, мышление, мнение, воображение и чувственное восприятие. Разумные (понятийные), среди них - ум и мышление. А неразумные (непонятийные) - воображение и чувственное восприятие.
§ 15. Мнение склоняется то в ту, то в другую сторону. И ведь возникает оно с разумом и без разума...
§ 16. Чувственное восприятие есть частичное знание присутствующего. Ибо присутствующее постигается чувственным восприятием; например, если видение ничего не увидит, то и познать этого не сможет. Точно так же и в других случаях.
§ 17. Воображение же есть частичное знание отсутствующего: так, если вчера я видел человека, то сегодня вызываю его в своем воображении, вернее - вновь буду думать о нём.
§ 18. Аристотель назвал воображение умом восприимчивым; умом потому, что внутри себя имеет то, что может быть познано, и этим воображение отличается от чувственного восприятия; потому что, когда чувственное восприятие познает то, что находится вне и, разумеется, нуждается в присутствии тех вещей для возбуждения как такового, то воображение, запечатлевая в себе их отпечатки (образцы, типы) посредством чувственных восприятий, держит их в самом себе и может их выдать, не нуждаясь в том, что находится вне. Вследствие чего если во сне действует способность воображения, то чувственное восприятие пребывает в бездействии. По этой причине философ назвал воображение умом, восприимчивым же - потому, что оно путем расчленения познаёт вещи, которые, возникнув из разделения и будучи составленными из чувственного восприятия, часто распадаются во времени при отсутствии чувственных восприятий».
Из «Сокращённой логики» Влеммида явствует, что античное наследие глубоко вошло в сознание византийских писателей: они не мыслили без него своего творчества. Интерес к проблемам полезности искусства для жизни, значения разума свидетельствовал о большой степени осознания роли духовной культуры вообще, искусства слова в частности, о понимании необходимости и важности хранить эту культуру и искусство, доставшиеся византийцам в наследие от великих умов прошлого. И они старались сохранить это наследие не одним переписыванием древних рукописей, но и цитированием, пересказом древнегреческих авторов».
Фрейберг Л.А., Попова Т.В., Византийская литература эпохи расцвета IX-XV, М., «Наука», 1978 г., с.173-177.