Ошибки продвижения и PR людей, идей, инноваций и т.п.
Интеллектуальное жульничествоИнтеллектуальное жульничество - блеф, не выполнение декларируемого
X
Ошибки продвижения и PR людей, идей, инноваций и т.п.
Интеллектуальное жульничествоИнтеллектуальное жульничество - блеф, не выполнение декларируемого
X
«По иронии судьбы, Эпикур приобрёл репутацию пресловутого гедониста, что находилось в полном противоречии с теми принципами, которых он придерживался на самом деле. […]
Рождённый на острове Самос, Эпикур унаследовал афинское гражданство от родителей и ради его сохранения был вынужден пройти службу в афинской армии. В Афины он переехал примерно в 306 году до нашей эры, в возрасте тридцати пяти лет, уже полностью сформировавшимся философом.
Эпикур основал школу, названную «Садом», которая стала соперничать с Академией Платона и Ликеем Аристотеля (к тому времени обе школы возглавляли другие философы).
В отличие от соперников Эпикур не взимал плату за обучение и принимал в ученики женщин и даже некоторых своих рабов. Ученики и друзья вносили посильные вклады в поддержание школы - впрочем, нужды её были скромными. Эпикур питался ячменным хлебом, иногда фруктами, а сыр ему удавалось отведать только по праздникам. Ученикам дозволялось выпить не более пинты вина в день. В один из голодных периодов он спас учеников, лично отсчитывая каждому строго определённое количество бобов.
Эпикур питал отвращение к любым излишествам, преувеличенным страстям и влечениям, включая сексуальные, хотя его последователи не всегда следовали этим наставлениям. Он учил, что страх является самым большим врагом человеческого счастья: страх потери близкого человека или привычной роскоши.
Для Эпикура лучшим состоянием души была удовлетворённость - например, удовлетворение, испытываемое после приёма скромной пищи. Страх смерти был особенно бессмысленным, «поскольку смерть ничего не значит для нас». После смерти атомы души рассеются так же безвозвратно, как и атомы тела, и даже боль умирания не имеет значения, поскольку преходяща.
В семьдесят два года, в день своей смерти, он написал одно из своих самых жизнерадостных писем другу с просьбой помочь детям одного ученика, который умер раньше его.
Так был ли Эпикур просто комментатором науки и этики Демокрита? По большому счёту - да. Однако он также популяризировал этику своего кумира и вдохновил идейное течение своих преданных последователей, что сделало эпикуреизм одной из двух наиболее влиятельных «религий» римской аристократии.
Другой, более успешной, школой был стоицизм.
Именно стоики распространяли слухи о невоздержанности и распущенности, царящих в «Саду Эпикура», с целью представить конкурентов в неприглядном свете и запятнать их репутацию (надо признать, своей цели они добились).
На самом деле худшей слабостью Эпикура были диктаторские наклонности, которые превратили его учение в культ. Он настолько сурово относился к продолжателям своего собственного учения, что эпикуреизм стал препятствием для развития философии на несколько последующих столетий...»
Хажир Теймурян, Омар Хайям. Поэт, бунтарь, астроном, М., «Аст», 2010 г., с.372-375.