Элевсинские мистерии в Древней Греции

Элевсин – город в Древней Греции в 22 километрах от Афин, образованный примерно за 2000 лет до нашей эры.

Примерно 1500 лет до нашей эры Элевсин и Элевсинский храм приобрели известность, благодаря ежегодным религиозным празднованиям культа богини плодородия Деметры и её дочери Персефоны, которые получили названия: элевсинские мистерии / таинства и т.п.

Первоначально праздник праздновался в Афинах и Элевсине, после чего распространился на всю Грецию.

Обычно праздник проводился в феврале – марте (малые мистерии), а также в конце сентября – начале октября (большие мистерии) и, соответственно, был приурочен к началу посева и сбору урожая.

Участвовать в элевсинском празднике могли греки любого пола, происхождения и социального уровня, кроме рабов и лиц, совершивших преступления...

Некоторые обряды держались в тайне от непосвящённых. Но, вероятно, Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из подземного мира, подобно тому как ежегодно возвращаются брошенные в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых.  Современные исследователи считают, что главной идеей праздника было утверждение веры в бессмертие человека, который – по представлениям  древних греков – после смерти, наподобие посеянному зерну, давал начало новой жизни…

Софокл говорил так: «Трижды блаженны те смертные, которые видели эти посвящения, когда они нисходят в преисподнею; для них одних существует жизнь в подземном царстве, для других это лишь мучение и страдание».

«Аристотелевский намёк на то, что «не узнавать что-либо должны посвященные, а испытывать», указывает: мистериальное действо взывало скорее к чувствам, нежели к разуму, побуждало к душевной работе, а не удовлетворяло желание зрелища. Великий эзотерический спектакль в Элевсинах, расцениваемый М. Элиаде как «церемониальный комплекс, воплощающий в себе космогонический сценарий», состоял из четырёх логически чередующихся действий - оргий, каждая из которых: Рождение и Смерть (1), Вынашивание и Становление (2), Преображение (3), Собирание (4) - представала завершённым содержательным высказыванием, близким по структуре к музыкальной форме: изложению, развитию и обобщению, в которых угадывались элементы будущей драматургической формы.
Профанам страницы словаря расскажут, что оргией в античном мире называлось обрядовое, с песнями и музыкой празднество в честь бога виноделия и вина - Диониса. Более любознательным станет известно, что оргия была архетипически задана людям как ритуал их воссоединения с богиней Деметрой.
Кстати, слово «элевсии» (eleusis) означает «пришествие», по-видимому - богини. Возможно, это название возникло, когда египетские колонисты принесли в греческие земли под именем Деметры культ Исиды.
Понятие «оргия» многовалентно. Оно вбирает значения объединения, собирания ради одной цели; за ним стоят образы горы, земли, круга или сферы, дыхания и ротового отверстия, а также верха, перекрестия, проникновения в отверстие. Центром этой ассоциативной мозаики представляется в знаковом плане - объединяющее согласительное падение-проникновение верховной сосредоточённости в некое открытое округлое пространство, в символическом -соитие активного и пассивного начал, в мифологическом - акт  оплодотворения Земли Небом, в культовом - озарение Плоти Духом.
Каждый обряд возник как подражание божественному образцу, и это подтверждает древнее изречение, гласящее: «Так делали боги; так делают люди».
Оргия была земным отражением небесного прототипа иерогамии - священных космогонических браков, но, в первую очередь, воспроизводила первичный акт Творения. Как обряд зачатия, оргия символизировала и изменение старого порядка через его разрушение и воспроизводство-обновление, одновременно она выражала космический и природный закон «смерть - воскрешение».
Ежегодная Великая Оргия могла расцениваться и как подражание «метакосмесису» - периодическому обновлению мира, ибо, согласно Платону, целью экпиросисов - космических катаклизмов было очищение человеческого рода, потому что жизнь невозможно исправить, её можно лишь пересоздать: ввергнуть в диссонанс хаоса, чтобы сотворить новый гармоничный космос.
Единственная в году, что указывало на её исключительное значение, ночь Оргии приравнивалась к восстановлению хаоса: ниспровергались обычаи, происходило смешение общечеловеческих ценностей; менялись ролями раб и хозяин, матрона и гетера; в этом эпицентре взрыва божественных законов и устоев зародился карнавал и карнавальный театр.
По мнению М. Элиаде, ритуальное переодевание подразумевает символическое «опрокидывание поведения», на котором замешано карнавальное шутовство. Учёный обращает внимание на то, что, по сути, речь идёт о символической реставрации Хаоса; «недифференцированного единства, предшествовавшего Творению». В этой «регрессии в сторону первобытной хаотичности», возможно, следует искать причину долговременной и повсеместной неприязни церкви к театру как явлению, искажающему космос - богоустроение бытия».

Силантьева И.И., Клименко Ю.Г., Актёр и его Alter Ego, М., «Грааль», 2000 г., с. 15-16.

 

Интересно, что в городе Элевсине родился первый из греческих трагиков - Эсхил.

Элевсинские мистерии ежегодно праздновались в течение почти двух тысяч лет. В 392 году, Римский император-христианин Феодосий I, борясь с язычеством, закрыл святилище.

Современный Элевсин – небольшой городок, пригород Афин.