Повышение среднего творческого уровня для появления гениев по Сирилу Паркинсону

«… отдельные проблемы может решить (если они вообще разрешимы) только гений.  А  потому умение распознавать гениальность,  когда  она  нам  встречается,  для  нас настоятельно необходима. Слишком уж мало её  в  наличии.  Из  всех  пустых затрат в нашем безобразно расточительном мире самая чудовищная - это трата талантов, близких к  гениальности.  Отчасти  это  результат  паники  среди посредственностей, а отчасти - нашего неумения узнавать гениальность.

Чтобы сократить напрасные  расходы,  нужно  прежде  всего  ответить  на вопрос: что такое  гениальность?  Мы  утверждаем,  что  тот  мужчина  (или женщина) гениален, кто сочетает в  себе  выдающиеся  способности  с  даром предвидения» […]   Если нам нужны гении, и много, логично задуматься, как бы  наладить  их производство.   Воспитать   гения   невозможно,   весьма    проблематичной представляется и возможность вывести его генетическим путем. Всё,  что  мы можем  сделать,  -  это  увеличить  арифметическую  вероятность  появления гениев, обязавшись в то же время не тратить впустую тех,  что  у  нас  уже есть.  Как  этого  достичь? 

Вероятность  появления  дара  предвидения   у способного человека или развитие способностей у мечтателя тем больше,  чем больше среди нас тех  и  других.  Но  для  достижения  других  результатов необходимы  в  корне  другие  условия.  Для  того  чтобы   общий   уровень способностей  поднять  ещё  выше,  так,  чтобы  на  этом  фоне  выделялись отдельные  выдающиеся  личности,  нужна   стабильность.  

Предвидение   же стимулируется  конфликтом.  Поэтому  в  обществах,   наиболее   интенсивно порождавших  гениев,  идейные  расхождения  сочетались   с   единообразием представлений об уровне развития личности.  Таким  обществом  была  Англия времен Елизаветы I, взлелеявшая гений Шекспира и Фрэнсиса  Дрейка,  каждый из которых  -  прекрасный  пример  союза  способностей  и  предвидения.  И Шекспир, и Дрейк намного превышали  достаточно  высокий  средний  уровень. Гений Шекспира расцвел на фоне поколения людей, отлично творивших стихи  и прозу. Дрейк  доказал  свое  превосходство  перед  поколением,  сочетавшим предприимчивость  с  мастерством  и  упорством.  Но  в  мире,  где  царило согласие, когда  речь  шла  о  достоинствах  белого  стиха  и  артиллерии, навигации и мадригалов, во всём остальном согласия было мало.

И,  тем  не  менее,  не  стоит  преувеличивать  контраст  между   уровнем технических достижений и расхождениями по поводу господствующих убеждений. Отблески этого конфликта можно найти в жизнеописаниях Пьера Абеляра, Жанны д'Арк, Эразма Роттердамского, Леонардо да Винчи, Исаака  НьютонаИоганна Себастьяна Баха, Моцарта, Нельсона, Дарвина, Линкольна, Эйнштейна и Ганди.

Но  не  нужно  думать,  что  отсутствие  таких  расхождений  означало   бы отсутствие гениальности. Если конфликт длится столетие, других предпосылок для гения или бездарности может и не потребоваться. Но бесспорное  условие - это высокий средний уровень, на который обычно  (хотя  и  необязательно) опирается гений. Дело в том, что хотя  мы  и  признаем,  что  противоречия могут оказывать  стимулирующее  воздействие  и  что  отсутствие  их  (как, например, в Китае) ведёт к унылому  конформизму,  у  нас  есть  ещё  более веские основания полагать, что гений часто  действительно  поднимается  на плечах других».

Сирил Паркинсон, О гениальности / В книге: Сирил Паркинсон, Законы Паркинсона,  «Прогресс», М., 1989 г., с. 306 и 308-309.  

 

Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру