«Понятием души мы обязаны грекам. Мы уже имели возможность проследить эволюцию их представлений от Сократа (душа как сущность человека) и Платона (рациональные доказательства бессмертия души) к Плотину (душа как одна из трёх ипостасей).
Ясно, что «психэ» - одна из теоретических фигур, которая лучше других характеризует греческую мысль и её метафизический идеализм. Напомним, что даже стоики, открыто проповедуя материализм, отстаивали неуничтожимое души (пусть даже только до финального космического пожара). После Сократа греки без колебаний указывали на душу как подлинную сущность человека и не мыслили самих себя иначе как в терминах тела и души.
Душа и её бессмертная природа - ось всей платоновско-пифагорейской, а также аристотелевской традиции.
Библейское послание сместило проблему человека в иную плоскость. В священных текстах термин «душа» лишён греческих акцентов: христианство не отрицает, что и после смерти от человека остаётся нечто, выразительно живописуя сретение мёртвых в «лоне Авраамовом». Тем не менее, не на бессмертие души уповает христианин, но на «воскресение из мёртвых», что подразумевает возвращение к жизни и даже телесное.
Именно это последнее обстоятельство представляло самое серьёзное препятствие для греческих философов, которые полагали абсурдным, что плоть, источник любой негативности и всяческого зла, должна воскреснуть.
Реакция стоиков и эпикурейцев на речи Павла в афинском ареопаге (высшем органе судебной и политической власти) была более чем красноречивой. Пока он вёл речь о Боге, ему внимали, но едва он заговорил о воскресений из мёртвых, его прервали. В Деяниях святых апостолов читаем, что, заслышав о воскресении из мёртвых, одни начали глумиться, другие сказали: - «По поводу этих доводов послушаем тебя в другой раз». Так Павлу пришлось покинуть собрание.
И Плотин в рамках обновлённой метафизической перспективы платонизма выступил с открытой полемикой против такого верования: «Что касается души, то во плоти она не иначе как дремлющая душа; истинное пробуждение её заключено в воскресении. И это обновление в отделении от плоти, но не во плоти, ибо возродиться во плоти равнозначно было бы упасть из одного сна в другой, перейти, так сказать, из одной постели в другую, но вознестись поистине означает нечто определённое: уйти не из одной только плоти, но ото всех тел, ибо всё плотское радикально противно душе, и его противоприродность проникает до самых корней бытия. Становление, текучесть, самоопустошение не даёт телесному войти снова в бытие».
В свою очередь многие христиане воспринимают теорию, изложенную в платоновском «Федоне», не как отрицающую их собственную веру, но как, напротив, проясняющую. Тематика души и воскресения из мёртвых станет одной из наиболее дискутируемых там, где возникнет философская рефлексия христианских идей».
Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма»,2003 г., с. 377-378.