«Ещё Л. Фейербах жаловался на неопределённость понятия мистицизма, так как оно охватывает многочисленные и разные явления.
В одной только Государственной публичной библиотеке в Ленинграде хранится 50 000 книг о вневероисповедной мистике. «Словарь мистицизма», изданный в 1953 г. в Нью-Йорке, содержит 2200 терминов из области магии и демонологии, астрологии, алхимии, оккультизма, спиритизма, теософии, масонства, «Христианской науки», парапсихологии, «эзотерической философии», каббалы, суфизма и т.д.
К вневероисповедной, или внецерковной, мистике относятся:
1) попытки приписать «загадочным» явлениям природы и общества сверхъестественное происхождение, например, объяснение различных событий в жизни людей вмешательством судьбы;
2) стремление истолковать открытия естествознания как доказательство существования таинственных, непознаваемых сил;
3) религиозно-философские учения, стоящие вне границ вероисповеданий, - теософия («богопознание»), антропософия («человекопознание») и т.д.;
4) пережитки первобытной веры в духов, в волшебные безличные силы в виде спиритизма (от латинского spiritus - «дух»), оккультизма (от латинского occultus - «тайный», «сокровенный») и т.д.;
5) всевозможные формы магии в быту, т. е. знахарство, гадания, суеверные приметы и т.д.
Любые мистические представления о мире как и всякие религиозные верования, являются извращённым, фантастическим отражением действительности в сознании людей. Религиозная мистика возникла из чувства бессилия людей перед стихиями природы и социальным гнетом, на почве незнания истинных причин природных и общественных явлений, из-за кажущейся невозможности изменить сложившиеся социальные отношения, отчего человеку мерещились какие-то таинственные, сверхъестественные силы, незримо господствующие над ним и управляющие его жизнью». […]
Мистики отличаются от философов-идеалистов тем, что отвергают логику, ищут обоснования своих фантазий в мире эмоций, а философы-идеалисты прикрываются логикой, ищут каких-то разумных аргументов для мистификации чисел (Пифагор), идеи (Платон), монады (Лейбниц), «я» (Фихте), разума (Гегель), воли (Шопенгауэр), бессознательного (Гартман) и т.д. Религиозные мистики и философы-идеалисты поддерживают друг друга в общей борьбе против материализма и атеизма. […]
В книге «Оккультизм», изданной в 1950 г. в Париже, Р. Амаду определяет оккультизм как совокупность представлений и методов, основывающихся на теории: все вещи - единое целое, между которыми существуют целенаправленные вневременные и внепространственные отношения. Из этого исходили и колдуны, пользовавшиеся в своих попытках воздействовать на мир принципом аналогии.
Оккультисты систематизировали древнейшие магические представления, основанные на ложных принципах: подобное вызывает подобное (симпатическая магия), часть замещает целое (контагиозная магия). Суть гаданий на картах заключается все в той же вере, что подобное должно порождать подобное: две дамы на картах означают дружбу, четыре дамы - сплетни, четыре валета - драку и т.д. Прорицания хироманток основаны на том же магическом символизме: если «линия жизни» на ладони длинная, то и жизнь будет длинная, если «линия жизни» прерывается, то «жизнь будет насильственно прервана» и т.д.
Графологи также гадают, предполагая, будто крупные буквы означают стремление к преувеличению, прямые строчки - честность, змеевидные - коварство и т.д. Снотолкование, как и всякая ворожба, основано на колдовской вере в прямое или обратное толкование по подобию: потерять во сне зуб - потерять друга, плакать во сне - к радости. В Библии, в книге Бытия, содержится символическое истолкование сновидения фараона о семи тучных и семи тощих коровах как о семи годах урожая и изобилия и семи годах неурожая и голода. Такие же толкования имеются в любом соннике, вроде «Миллионов снов», «Снотолкователь святого Никифора, патриарха Константинопольского».
Шахнович М.И., Современная мистика в свете науки, М.-Л., «Наука», 1965 г., с. 4, 99 и 137.