«Внимательное изучение работ физиков, говорящих о проблеме наглядности в современной физике, позволяет установить поразительную неоднозначность в толковании этого термина, а следовательно, в определёнии понятия наглядности.
Это понятие употребляется в следующих значениях:
1) логическая непротиворечивость теории (В. Гейзенберг, П. Иордан);
2) простота, достигаемая применением упрощающих абстракции-идеализации (П. Иордан);
3) применимость к теории принципа соответствия (предельные переходы при h -> 0 и с -> ∞ ) (П. Иордан);
4) свойство чувственных образов, способность воспроизвести в сознании образ воспринимаемого предмета (К. Ф. Вейцзекер);
5) возможность представить в чувственном образе предмет, недоступный чувственному созерцанию, по аналогии с чувственно воспринимаемыми предметами (К. Ф. Вейцзекер);
6) возможность изображать объект при помощи механических моделей (К. Ф. Вейцзекер);
7) доступность объекта чувственному созерцанию (К. Ф. Вейцзекер) ;
8) наличие у объекта пространственных (геометрических) свойств (В. Гейзенберг);
9) механический характер законов движения объекта (В. Гейзенберг);
10) привычность к определённым понятиям (Д. Джинс, А. Марх, М. Планк, Л.И. Мандельштам, А. Ф. Иоффе). […]
Широко распространенным является понимание наглядности в смысле привычности. Стоит подробнее рассмотреть основания для такого понимания. Здесь, конечно, имеется некоторая доля истины, поскольку мир непосредственно доступных для чувственного созерцания и наблюдения явлений, предметов, процессов, с которыми мы исторически и практически чаще всего и больше всего имели дело и для непосредственного восприятия которых и приспособлены наши органы чувств, и отпечатывается в нашем сознании более или менее ясно и отчетливо, рельефно и прочно, и мы привыкаем к тому, что всё в окружающем мире должно укладываться в систему таких образов. Образы этих явлений кажутся нам понятнее, естественнее, нормальнее, чем те представления, которые не укладываются в эту привычную, традиционную, сложившуюся издавна и долго не меняющуюся картину мира.
Так, в своё время, дикими, непривычными для людей были идеи о шарообразности Земли, об антиподах, о вращении планет вокруг Солнца и другие представления о негеоцентрнческом мире».
Штофф В.А., Моделирование и философия, М.-Л., «Наука», 1966 г., с. 262-263.