«До позднего средневековья к ответственности привлекались, не только отдельные люди, но и общности людей. Кровная месть могла быть распространена на весь род. В XVI веке на Руси Иван Грозный, наказывая боярина, распространял вину не только на его род, но и на дворню, крепостных. Вырезались и сжигались целые деревни. В истории известны преследования иноверцев и целых наций. Умалишенный мог быть обвинен в колдовстве, связях с дьяволом и подвергнут любому наказанию вплоть до смертной казни. В таком же положении могли оказаться и дети, даже младенческого возраста. Широко известны средневековые процессы над домашними животными - котами, собаками, свиньями, печально заканчивающиеся для «обвиняемых». Еще в 1593 г. был сечён кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, которым били в набат в связи с убийством царевича Дмитрия в Угличе. Мировоззренческой почвой для этих преследований выступало одушевление природы, стремление человека во всех явлениях окружающего мира видеть действие намеренных сознательных сил - добрых или злых. Любое явление рассматривалось как «поступок». Можно сказать, что мир древнего человека, включая и космос, был миром поступков.
В настоящее время в цивилизованном обществе правовые границы субъекта поступка и ответственности за него практически совпадают с «границами» психофизической целостности индивидуальной человеческой личности, причём эти границы имеют достаточно чёткие возрастные рамки и дополнительно уточняются состоянием вменяемости индивида. Несовершеннолетний или психически больной (невменяемый) человек в эти границы не попадает. Однако в круг правовой ответственности попадают и некоторые общности людей, например, трудовых коллективы (предприятия и бригады) и общественные организации. Ведь их деятельность осуществляется на основании действующих законов, положений и уставов, они работают по разрабатываемым и утверждаемым планам и отвечают перед обществом за свои действия. Определённый круг ответственности (в рамках гражданского законодательства) возлагается на семью.
Достаточно чёткие границы субъекта поступка и его ответственности не исключают нравственных границ. Так, ребёнок практически с первого года своей жизни попадает в круг нравственной ответственности за совершаемые им поступки, осознание которой - решающий фактор воспитания (семейного и школьного) личности. Нравственной оценке и ответственности подвергаются (и достаточно широко) семьи, обычаи и нравы народов. По свидетельству ряда прогрессивных немецких писателей, нравственным шоком для немцев был комплекс вины перед мировой цивилизацией за преступления гитлеровского фашизма.
В кругу максимально широких - социально-психологических границ поступка оказывается практически любое проявление сознательной активности социального субъекта - от человеческого индивида до общества и человечества в целом. Я настоящее время мы говорим, например, об ответственности человечества за сохранение жизни на нашей планете.
Указанные границы подвижны и динамичны по всем направлениям. Динамика эта носит конкретно-исторический характер. Так, убийство в любом обществе карается самым строгим образом вплоть до смертной казни самого убийцы. Однако в военных условиях отказ стрелять во врага (отказ от убийства) может повлечь не менее строгую правовую ответственность. Тем не менее, можно говорить об исторической тенденции «привязывания» границ поступка и ответственности за него к «границам» индивидуальной личности, о постепенном «сужении» этих границ - как правовых, так и нравственных. Особенно наглядно эта тенденция отражается в мировой литературе и драматургии, в которых можно обнаружить нарастание личностно-трагического содержания.
Ранняя античность не знает собственно трагедии. Античному искусству свойственно не выделять человека из целостного устойчивого мира.
Искусство средневековья строится вокруг трагедии одного единственного человека - Христа, в личности которого находит воплощение трагичность человеческого существования.
Начиная с нового времени в искусстве возникает тема трагичности отдельного индивида, от благородного аристократа до «маленького человека», до универсальности трагедии человеческого существования вообще. Путь развития от Монтеня и Шекспира через Достоевского и Чехова к Кафке и Акутагаве даёт наглядное представление не столько об индивидуализации ответственного поступка (что такое трагедия, как не трагедия ответственности личности за свои поступки?), сколько о вовлечении в круг индивидуальной личностной ответственности всё более широкого круга представителей человеческого рода.
Диалектика состоит в том, что индивидуализация ответственного поступка исторически совпадает с тенденцией к ответственности не только «избранных» и «призванных» («ответственных товарищей»), но и каждого, человечества в целом. Так что нарастание трагичности ответственности каждого совпадает с осознанием трагичности ответственности всех».
Тульчинкий Г.Л., Разум, воля, успех: о философии поступка, Л., Издательство Ленинградского университета, 1990 г., с. 15-17.