Получение системных свойств / качеств - ТРИЗ-трактовка

Часто возникает ситуация, когда элементы системы уже есть, а системы в целом – ещё нет.

Распространённешая ошибка при этом – дальнейшее совершенствование отдельных элементов, а не построение из них системы. В рамках ТРИЗ, в этом случае говорят, что система неполна и её нужно «достроить до полной», чтобы получить искомое системное свойство / качество…

Так, тореадор и бык по отдельности не образуют систему. Но тореадор, настойчиво размахивающей красной тряпкой перед быком, явно скоро образуют систему…

 

Вот ещё два характерных примера из истории авиации:

ПРИМЕР. «…до того момента, как все знания, необходимые для инновации, в основу которой они положены, не соединятся воедино, инновация не станет реальностью, она не состоится. Например, Сэмюель Лэнгли, который по ожиданиям современников должен был стать изобретателем самолёта, был подготовлен куда лучше, чем братья Райт. Секретарь ведущего на тот момент научного учреждения, Смитсоновского института в Вашингтоне, он имел в своём распоряжении все научные ресурсы нации. Но он предпочитал не обращать внимания на уже изобретённый к тому моменту бензиновый двигатель. Он верил в двигатель паровой. В результате его аэроплан мог взлетать; но из-за большого веса парового двигателя он не мог брать на борт никакого груза, даже пилота. Для того чтобы появился аэроплан, требовалось слияние математики и бензинового двигателя. Пока все необходимые знания не сольются воедино, отсчёт времени, необходимого для того, чтобы инновация, в основе которой лежат эти новые знания, стала  реальностью, даже не начинается».

Питер Друкер, Бизнес и инновации, М., «Вильямс», 2007 г., с.182.

 

ПРИМЕР. «Самолёт А.Ф. Можайского имел более совершенные, чем у самолета братьев Райт, фюзеляж и органы управления. Однако два элемента его функциональной цепи были принципиально нежизнеспособны.

Это - крылья жёсткие и плоские, то есть неспособные обеспечить необходимую подъёмную силу, и паровые машины в качестве двигателей, имеющие слишком большой вес при малой тяге и неспособные поднять самолёт. Многие элементы самолёта братьев Райт были хуже и примитивнее, чем у самолёта А.Ф. Можайского, но благодаря тому, что все они обладали минимальной жизнеспособностью, их самолёт летал».

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Поиск новых идей: от озарения к технологии, Кишинёв, «Картя Молдовеняскэ», 1989 г., с. 51-52.

 

Закон полноты частей системы в технике.