Позиционирование научных идей / инноваций
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Позиционирование научных идей / инноваций
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«…хотя Эдисона чествуют за электрическую лампочку, он пришёл на «вечеринку» с опозданием: десятки других творцов пытались осуществить то же самое задолго до него. Успех пришёл к нему благодаря оригинальной постановке проблемы. Лампочка предстала в виде системы, которая должна ответить на следующие вопросы: как провести в дома энергию для лампочки и откуда её взять. Лампочка сама по себе была бесполезной, и Эдисон знал, почему. Города потратили миллионы на газовое освещение, что делало переход к любой новой (хоть и потенциально дешёвой) технологии невероятно дорогим. Всегда оставаясь бизнесменом, Эдисон не хотел придумывать большие источники света, которые никто не сможет купить. Настоящей задачей для него было не «создание работающей лампочки». Он поместил проблему в рамку «создания системы электричества, которую города смогут использовать вместе с лампочкой». Эдисон знал, что успех - вопрос времени, и избегал проблем, подобных философскому камню или современной объединенной физической теории, ибо знал: для их успешного решения отсутствуют все необходимые составляющие.
С аналогичной историей связано появление карманных персональных компьютеров - КПК. Десятки лет люди говорили о карманных устройствах, которые могли бы управлять встречами, контактами и личной информацией. В 1980-х и начале 1990-х годов HP, Siemens, Sharp и Apple потратили миллионы на новые разработки, и все потерпели крах. Успешный КПК стал подобен философскому камню Ньютона - чем-то невозможным.
Так продолжалось до тех пор пока Palm Pilot, появившийся в 1996 году, успешно не преодолел все препятствия, и его КПК превратились в миллиардную индустрию, навсегда изменив дизайн компьютеров и мобильных телефонов.
Ключевой фактор успеха Palm в том, что они по-новому сформулировали задачу. Вместо того чтобы зацикливаться на инженерных проблемах и возвышенных мечтах о компьютерной революции, они повернулись лицом к клиентам. Джефф Хокинс, основатель Palm, сказал, что его команда знала о реакции клиентов на предыдущие КПК не больше конкурентов. А почему бы не начать с разговора о нуждах людей?
Хокинс весь вечер просидел дома с блокнотом. Вскоре у него получился следующий список задач для проекта Pilot:
- Помещается в карман рубашки.
- Лёгкая синхронизация с компьютером.
- Быстрота и простота использования.
- Стоимость - не более $299.
В 1994 году реализация всех этих целей одновременно была не то что амбициозной - невозможной. Но Хокинс понял: решение названных проблем было единственным путём к успеху. Оцифровка рукописного текста, цветные дисплеи и стильные клавиатуры - прекрасные идеи, но не основные.
Внимательно посмотрите на эти четыре пункта: каждый из них содержит большую силу. Обратите внимание: задача не в том, чтобы КПК был маленьким или удобным, а конкретно в том, чтобы он умещался в кармане рубашки. Предусмотрительный критерий. Ведь размеры карманов уже проверены временем и многими другими предметами - зажигалками, пачками сигарет, визитными карточками и близкими к КПК по размерам калькуляторами. Данная «рамка» позволила новаторам сконцентрировать усилия на направлениях, которые принесут выгоду. Составив данный список, Хокинс не знал, как выполнить перечисленные условия, но время было потрачено не зря. […]
Если завтра, придя на работу, Вы обнаружите, что самый умный человек в Вашей компании сидит за столом и печатает на деревянном компьютере с деревянным монитором и мышкой (без электроники и работающих частей), что Вы подумаете? В случае с Pilot Хокинс действительно создал «примитивную» модель. Вскоре, поместив задачу в рамки конкретных целей, он отправился в маленькую мастерскую у себя в гараже и несколько часов вырезал и пилил. Хотя это было нелегко, некоторые решения приходили сами собой - благодаря ограничениям. Например, чтобы помещаться в карман рубашки, устройство могло использовать только батарейки AAA (других источников энергии не существовало). Данный подход определил размер экрана и отказ от клавиатуры (Хокинс выточил палочку вместо пера). Так за несколько часов появился прототип Palm Pilot.
Хокинс носил его с собой на все встречи, делая вид, что использует законченный продукт. Он «писал» на нём, аккуратно вынимая из кармана и убирая обратно, приводя в замешательство инженеров и специалистов по маркетингу из своей команды. Они не могли понять, зачем на обсуждение современного проекта их лидер приносит выструганную из дерева, неэлектрическую модель без какого бы то ни было дизайна.
А как ещё проводить исследования? Хокинс не был уверен в том, что проблема «модели, помещающейся в карман рубашки», являлась правильным форм-фактором. Возможно, устройство должно иметь форму банана или кубика Рубика. Вероятно, есть ещё какой-то, пока неизвестный, критерий. Другого пути не было.
Как говорил сам Хокинс: «Важнейшей частью инновации является наличие представления о новом товаре или о новой услуге. Необходимо его использовать и опробовать ещё до того, как продукт разработан и создан». При работе со сложными проблемами и множеством неизвестных, инновация возникает лишь тогда, когда находятся разумные способы прояснения задач.
Любой, кто изучал творчество - рисование, инженерное искусство, музыку, литературу и даже создание фильмов, - знает, что там нет ничего нового. (Более точный тезис – в творчестве, действительно, много тиражируемых / повторяемых элементов, но есть и новые – Прим. И.Л. Викентьева). Пикассо часами рисовал предварительные наброски, прежде чем приступил к созданию «Авиньонских девиц» («чтобы моделировать объект и овладеть им»). Братья Райт сконструировали первую в Америке аэродинамическую трубу только для того, чтобы больше узнать о прототипах созданных ими же аэропланов. Для инновации нет альтернативы: проблемы слишком объёмны, чтобы решать их традиционными способами».
Скотт Беркун, Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации, СПб, «Питер», 2011 г., с. 168-170 и 171-172.