Различные подходы к прогнозированию
Изменённые состояния сознанияИзменённые состояния сознания человека
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
Различные подходы к прогнозированию
Изменённые состояния сознанияИзменённые состояния сознания человека
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
«… Платон в «Тимее» отзывается об умопомешательстве как об одном из состояний, наиболее подходящих для сверхъестественных способностей. Границу между обычным сумасшедствием и пророческой исступлённостью, действительно, провести трудно […]
Платон (и греческая традиция вообще) считает покровителем этого вида одержимости Аполлона; из трёх примеров пророческой одержимости, которые приводит философ, два - пифия и Сивилла - связаны с Аполлоном; третий случай - это жрицы Зевса в Додоне. Но если мы поверим Роде - что многие и делают (Rohde Erwin, Psyche: The Cult of Souls and the Belief in Immortality Among the Greeks, London: Routledge & Kegan Paul, 1925, р. 260, 289). - то окажется, что Платон здесь ошибался: пророческая исступлённость была неизвестна в Греции до прихода культа Диониса, благодаря которому в Дельфах и появилась пифия; до этого, согласно Роде, аполлоновская религия была «враждебна ко всяческим проявлениям экстатических состояний». У Роде было два основания для такого отрицания греческой традиции. Первый - отсутствие у Гомера каких-либо ссылок на боговдохновенное пророчество; второй - та впечатляющая пропасть, которую создал его друг Ницше между «рациональной» религией Аполлона и «иррациональной» религией Диониса. Но, я думаю, Роде ошибался.
Во-первых, он смешивает две вещи, которые Платон последовательно различал: аполлоновский медиумизм, ориентированный на знание будущего или на знание сокрытого настоящего, и дионисийский опыт, практикуемый либо для самого себя, либо как средство психического целительства; мантический или медиумический элемент в дионисийском опыте отсутствует либо подавлен.
Медиумизм - это редкий дар избранных; дионисийский опыт по сути своей является опытом коллективным или конгрегационным и далёк от того, чтобы быть даром избранных; именно поэтому он так заразителен.
Методы двух опытов тоже различаются, как и их цели: две главные дионисийские процедуры - использование вина и использование религиозных танцев - не играют никакой роли при вхождении в аполлоновский экстаз. Дионисийский и аполлоновский опыты столь различны, что совершенно невозможно, чтобы один происходил от другого.
Далее, нам известно, что экстатические пророчества практиковались в западной Азии с самых древних времен. На существование их в Финикии указывает один египетский документ XI века до н.э.»
Эрик Доддс, Греки и иррациональное, М.-СПб, «Университетская книга», 2000 г., с. 77-78.