Душевные отклонения и болезни...
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
Душевные отклонения и болезни...
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
«Величайшие для нас блага, - говорит Сократ в «Федре», - возникают от исступлённости.
Это, конечно, своеобразный парадокс сознания. Несомненно, афинского читателя IV века до н.э. он поражал не менее, чем нас; тем более, что ниже в том же тексте говорится, что большинство людей во времена Платона считали исступленность чем-то недостойным, позорным. Но отец западного рационализма вовсе не пытается здесь утверждать, что лучше быть помешанным, нежели здравомыслящим, больным, нежели здоровым. Свой парадокс он завершает таким условием: «когда она уделяется нам как божий дар».
Платон называет четыре типа этой «божественной исступлённости», которая, по его словам, возникает «вследствие божественного отклонения от обычных установлений». Этими четырьмя типами являются:
1. Пророческая исступлённость, божественным покровителем которой является Аполлон.
2. Мистериальная или ритуальная исступлённость, покровителем которой является Дионис.
3. Поэтическая, творческая исступлённость, вдохновляемая Музами.
4. Эротическая, любовная исступлённость, насылаемая Афродитой и Эротом».
Эрик Доддс, Греки и иррациональное, М.-СПб, «Университетская книга», 2000 г., с. 73.