Раннее развитие Внутреннего мира (часто из-за Внешних ограничений)
Обучение на лучших образцахОбучение на лучших образцах / эталонах
X
Раннее развитие Внутреннего мира (часто из-за Внешних ограничений)
Обучение на лучших образцахОбучение на лучших образцах / эталонах
X
А.Ф. Лосев: «Огромное воздействие на меня оказали учителя. Сразу тебе скажу, значительно большее, чем вузовские профессора. На то есть свои резоны. Я попал в университет в годы реакции, установившейся после разгрома царизмом первой русской революции. В ту пору не могло быть тех братских отношений, о которых мы знали по книгам, ни между студентами, ни тем паче между учащимися и их наставниками. Мы проходили холодную, академическую выучку. Суди сам. Идёшь на лекцию, а у входа в аудиторию тебя приветствуют: «Ваш билет!» И какой-нибудь записной фискал внимательно сличает тебя с головы до пят с твоей фотографией. Зато совсем иные воспоминания остались о школьной поре. У нас в гимназии были замечательные педагоги. Тут прежде всего хочу назвать любимого учителя, преподававшего древние языки, - Иосифа Антоновича Микша. Это он раздул во мне прометеевский огонек, вызвал интерес к античности. Не только на меня одного он оказал определяющее влияние - все ученики занимались у него с огромным рвением.
Но разговор об учителях тоже ещё лишь часть темы о воспитании. А. Ф. Лосев утверждает:
- Меня, воспитал театр! Став старшеклассником, я по восемь раз в неделю ходил в городской театр.
- Вы, должно быть, оговорились, хотели сказать: восемь раз в месяц?
- Ты ещё скажи - в год! - восклицает он. - Как сказал, так и было. В воскресенье-то я посещал спектакли днём и вечером. А так ежедневно бегал. На протяжении трёх лет просмотрел весь классический репертуар.
- Но, простите, насколько знаю, тогда учеников ограничивали, полагалось иметь разрешение инспектора...
- А у меня оно - как у человека, отлично учившегося, - имелось. Это был настоящий театральный запой. Но зато я узнал фактически всех драматургов - от античности до современности. И среди них Шекспира, Шиллера, Чехова, Островского почти полностью. Трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» я видел по многу раз. Сравнив в той или иной роли разных актеров - в те годы театральные труппы каждый сезон обновлялись, - я не только составил представление о сущности драматургии, но и постигал мастерство исполнителей, их творческие особенности.
Что ещё оказалось для меня важным воспитательным моментом? Пожалуй, те записи, которые я заносил после каждого спектакля в дневник. От впечатления сценического я делал шаг к раздумью, к попыткам самостоятельного мышления и оформлению своих наблюдений словом. Театр оказался для меня первым храмом познания науки и искусства. Ему я обязан почти всем.
Заметьте оговорку А. Ф. Лосева: «почти всем». Потому что и это далеко не все, что влияло на него в пору возмужания и развития. Из многих его косвенных суждений для меня стала очевидной ещё одна, и очень важная в формировании его личности, побудительная причина. Астрономия! Огромное воздействие на него оказал Фламмарион. Научно-популярные труды французского ученого буквально очаровали мальчика. Даже и сегодня, думая о тех своих звёздных фантазиях, он не может скрыть чувства восторга. […]
Именно требовательность к себе, развитая ещё в юности, оказала решающее влияние на его личность, на результаты его в научно-педагогической деятельности.
Что же касается каких-то конкретных влияний, оказавшихся для него благосклонными, то, пожалуй, мы не перебрали и сотой доли того целого, что мы называем становлением личности. Смотрите, сколькими путями сразу шло его развитие. Тут и прочные понятия семьи, ответственности за нее, заложенные матерью. Умение учиться с интересом и удовольствием, взятое от учителей. А параллельно с этим - музыка, театр, книги. И всё воспринято прочно, раз и навсегда. Кстати, вы обратили внимание на то, что знание языков он вынес из школы? И не только древних. Надо добавить немецкий, английский, французский.
И, конечно, никакие разговоры о составляющих личности ничего не дадут, если мы не примем во внимание самого человека, его характер, навык трудиться, его волевую, целеустремленную натуру. Вот где все начала - в нём самом, в интересе к жизни и духовному напряжению, в его желании быть тем, кем он стал».
Юрий Ростовцев Ю.А., Марафонец (Слово о Лосеве)- Послесловие к книге: Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., «Политиздат», 1988 г., с. 358 и 364.