Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Бюрократическая организация творчестваОфициальная / бюрократическая организация творчества
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Бюрократическая организация творчестваОфициальная / бюрократическая организация творчества
X
Формально Академия была основана Указом Петра I «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам», но фактически она стала функционировать намного позже….
При Екатерине I Алексеевне было создано при Академии наук художественное отделение.
В 1757 г. в царствие Елизаветы Петровны по проекту И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге была учреждена Академия трёх знатнейших художеств (живописи, скульптуры, архитектуры), первым директором которой стал И.И. Шувалов.
1758 году состоялся первый набор студентов по специальностям: живопись, скульптура, архитектура.
В 1764 г. в результате проведённой Екатериной II реформы академия, ставшая Императорской, преобразуется в самостоятельное государственное учебное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, распределявшее официальные заказы и присуждавшее звания. В этом же году по распоряжению Екатерины II был разработан проект здания для академии.
В 1772 году оно было возведено на Васильевском острове на берегу Невы. Тогда же новым президентом Академии художеств И.И. Бецким было открыто Воспитательное училище при академии (упразднено в 1840 году), куда набирали мальчиков 5-6 лет. В целом время обучения было рассчитано на 15 лет, поделённые на возрасты (периоды), каждый сроком в три года. Первые три возраста проходили обучение в училище, а четвёртый и пятый – в Академии. Лучшие выпускники выполняли в качестве экзаменационного испытания произведения на заданную, единую для всех, тему. Те, кто удостаивался Большой золотой медали, получали право на поездку в Италию в качестве так называемых «пенсионеров» Академии.
«На фронтоне Императорской Академии художеств была выбита горделивая надпись: «Свободным художествам». Выпускники Академии освобождались от податей, не подлежали рекрутскому набору и были освобождены от многолетней солдатчины. Для большинства художников это имело принципиальное значение. Среди воспитанников Академии было крайне мало дворянских сыновей, зато в избытке наличествовали купеческие и мещанские отпрыски. Даже крепостные крестьяне допускались в её стены: они свободно могли посещать занятия в классах, но для получения диплома им нужна была вольная, и нередко, если барин отказывался её дать безвозмездно, любители живописи собирали деньги и выкупали художника из крепостной неволи. Именно так был выкуплен Тарас Шевченко. Воспитанниками Академии были и внебрачные дети, ничего не знавшие о тайне своего происхождения. Для них Академия была едва ли не единственным в Российской империи местом, где незаконность их происхождения никак не влияла на их дальнейшую судьбу».
Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 9-10.
В 1817–43 годах президентом Академии художеств был А.Н. Оленин.
В это время академическая система обучения, построенная на принципах копирования «образцов» и идеализации натуры, постепенно пришла в противоречие с нарождавшейся реалистической школой и в 1863 году 14 выпускников во главе с И.Н. Крамским демонстративно вышли из Академии, т. к. им было отказано в праве свободно выбрать сюжеты для дипломной работы - см. подробнее: Бунт четырнадцати художников.
Кроме подготовки художников, скульпторов и архитекторов и Академия художеств проводила периодические выставки и имела постоянно открытый для публики художественный музей.
«В 1859 году в залах Императорской Академии художеств в Петербурге была открыта выставка, с посетителей которой впервые стала взиматься плата за вход. Для русской публики это было делом совершенно небывалым. Ранее все академические художественные выставки были бесплатными. Русская публика была приучена властью к тому, что государство заботилось о просвещении подданных и не пыталось извлечь выгоду из просветительской деятельности. Пётр I отлично понимал психологию своих соотечественников, когда, повелев создать Кунсткамеру, распорядился не только не брать с посетителей первого русского музея никакой платы за вход, но и бесплатно поить и угощать их за счёт казны после окончания осмотра экспозиции. И хотя преемники Петра I отказались от петровской практики привлечения обывателей северной столицы в российские музеи и перестали выдавать каждому приходящему выпивку и закуску за счёт казны, однако деньги за посещение музеев по-прежнему не брали».
Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 8.