Философия действия по Альфреду Эспинасу

Во введении Происхождение технологии / Histoire des doctrines économiques Альфред Эспинас «… разрабатывает понятийный аппарат философии техники. Для того, чтобы составить представление о технологии, её надо рассмотреть в рамках ещё более общего феномена –  искусства.

Искусство людей подобно инстинкту животных. Инстинкт - это форма действия, передаваемая по наследству вместе с организмом. Инстинкт стабилен, неизменен. Если он и изменяется, то очень медленно. Инстинкт присущ организму и зависит от среды. Искусство - это продукт опыта и размышления. Для него характерна свобода и индивидуальное начало - творчество. Правила, предписываемые искусством, передаются не столько по наследству, сколько по традиции - примером и воспитанием. На первый взгляд, инстинкт и искусство - противоположности. Сравнивая их, Эспинас приходит к выводу, что они больше похожи друг на друга, чем различны. Наша воля движется в формах и к целям, которые не она себе поставила.

Это явно осознавал уже Аристотель. Ремесленник производит орудие, земледелец обрабатывает землю, моряк плавает, солдат сражается, власти управляют, купец торгует. Все они пользуются орудиями, удобрениями, книгами, формулами, которые они получают от своей социальной группы. Кроме того, начиная с рождения и кончая смертью, мы живём по определённым правилам, диктуемым той социальной средой, к которой мы принадлежим. Итак, каждая социальная группа характеризуется своими искусствами не менее, чем каждый вид животных своими инстинктами.

Следует подчеркнуть, что Эспинас размышляет не об изящных, а о полезных искусствах. Древние греки называли их technai, отличая от развлекательных искусств. Они различали также зрелые, сознательные или обдуманные навыки и простые, произвольные, не нуждающиеся в обдумывании. Технология - это наука о зрелой, сознательной практике.

Но практика шире техники. В практику входит вся совокупность навыков и действий. Поэтому науку, изучающую всю совокупность фактов практики, следует назвать праксеологией, заключает Эспинас. Позже наука о практической деятельности разрабатывалась А.А. Богдановым, назвавшим её тектологией, а позже Т. Котарбинским - основоположником праксеологии. Технология рассматривает следующие проблемы. Во-первых, аналитическое описание ремёсел и классификацию их. Здесь технология похожа на ботанику. Во-вторых, возникновение ремёсел, разных техник, их развитие и упадок, а также чередование, традиций и новаций, изобретений. Таким образом, в области действия, практики технология занимает такое же место, как логика в области познания.

Предмет собственных исследований Эспинас определил как историю философии действия. Подобно тому, как философия знания имеет свою историю, то есть историю гносеологии и методологии, необходимо написать историю философии действия, то есть историю технологии. Эспинаса интересует эта история в самом её начале, в генезисе. И он ставит следующие вопросы: как возникла технология? Как она развивалась и во что превратилась?

Эспинас выделяет два этапа генезиса технологии и соответственно две её разновидности: физико-теологическая или, природно-божественная технология, искусственная или социально-утилитарная технология. Физико-теологическая технология возникает с доисторических времен и продолжается до VII века до н. э, то есть до начала расцвета эллинской культуры. Главной особенностью этой культуры, как это следует из мифологии великих поэтов древности Гомера, Эсхила и Гесиода, был пессимизм.

Для обнаружения начал технологии Эспинас анализирует миф о Прометее в изложении Эсхила. Всё, чем человек располагал в древнем мире, в том числе и его умения, - всё это подарено ему Богами, сидящими на Олимпе. Боги - это всё, человек - это ничто. Человек не может прожить без помощи Богов, он не может распорядиться собственной судьбой. Все во власти Богов. Любая попытка соперничать с ними, разделить с ними власть немедленно карается. Пример тому - Прометей.  Прометей превратил людей из неразумных детей в разумные существа. У людей не было постоянных жилищ, они жили подобно муравьям в пещерах, лишенных света. Они не различали ни зимы, ни весны - поры цветов, ни лета - поры плодов. Все делали неосмысленно до тех пор, пока однажды Прометей показал им восход звёзд и их закат. Он дал им счёт, а также связь букв, и память - эту универсальную труженицу, Мать муз. Он научил их запрягать животных, чтобы сберечь свой труд. Он запряг коня в плуг. Он дал морякам корабли с льняными парусами, чтобы плавать по морским волнам. Он дал им лекарства от болезней, научил их различать повадки зверей и птиц. Он указал им, что в глубинах земли кроются богатства, полезные людям - железо, серебро и золото, «запомни это хорошо, - заключает Эсхил, - все практические искусства дал людям Прометей. Прометей даже  научил людей не бояться смерти, родив в их сердцах слепую надежду». И несмотря на то, что Прометей обучил людей технике человеческой жизни, подарив им все технологии, Эсхил оправдывает Зевса, покаравшего Прометея за его инициативу, которая всегда должна быть наказуема.

Начиная с XII века до н.э. на смену физико-теологической технологии, обожествлявшей природу, приходит искусственная или социально-утилитарная технология, основанная на знаниях о природе и на вере в могущество разума. Вера в собственные силы человека и общества пробивается с огромным трудом. Общественное производство основано на труде говорящих орудий - рабов. Письменность, счисление, античная наука находятся ещё во власти жрецов. Но жизнь идёт. Появляются деньги и рынок, медицина и система воспитания, военное дело обособляется в особую специфическую технологию и так далее. Постепенно в сознание людей проникают сомнения, что молитвы и жертвы дают практическую пользу. Робкие попытки воздействия на природу собственными средствами оказываются более успешными, чем апелляции к Богам.

Появляются машины - сложные технические устройства. Развивается строительное искусство, техника начинает развиваться с небольшим ускорением. Она отделяется от изящных искусств и становится относительно самостоятельной. Медицина, понимаемая как техника, как практическое мастерство врачевания, постепенно освобождается от ига жрецов. Особенно заметен прогресс в развитии нравственности. Практическая мораль основывается на вправе сильного. Homo faber, homo technicus - человек технический - вступает в спор с Богами и становится собственным законодателем. Сократ считал, что каждая профессия имеет свою технику: политика, риторика, домашнее хозяйство, тактика, воспитание, земледелие и так далее. Вместе с тем, это техники низшего порядка. Высшая техника - это техника. Бога, то есть Божественный Промысел. К сожалению, Эспинас не продолжил своё историко-философское исследование технологии. Он закончил Х веком до н.э. XII - X века до н.э. - это период искусственной технологии. Эспинас заинтересовался другими вопросами, в частности органической теорией общества, отождествлявшей общество с живым организмом и примкнул к органической школе в социологии.

Резюмируем анализ Эспинасом начал технологии. На смену физико-теологической технологии в период XII - X веков до н.э. приходит искусственная или социально-утилитарная, светская технология. Почему произошла такая смена? Изменилась не только техника, но и техническое мировоззрение, взгляд на мир древних греков, их картина мира. То, что эта картина в первом и во втором периоде была технической или технофилософской, как можно сказать ныне, Эспинас не ставит под сомнение. В чём же эти перемены выразились наиболее выпукло, ярко? Во властных отношениях, в технике власти и управления. На смену олигархии приходит тирания. Тирания - это торжество утилитарного, новаторского и светского режима над режимом традиционным и религиозным. Раньше правили люди, назначенные Богами, и потому власть передавалась по наследству. Существовал наследственный культ, освященный традицией, и на нём держалась вся политическая организация. Затем все было разрушено. Народ впервые стал избирать вождя. Вождь не является представителем Богов, он - не орудие Богов, а орудие народа, избравшего его и поставившего править. Так зародилась светская власть, власть естественного порядка, резко отличающаяся от царской, наследственной власти. Что такое политика? Это техника управления сложными интересами полиса, города. И вождь должен каждый день доказывать, что он действует в интересах избравшего его народа, что он оказывает услуги этому народу, служит ему и является эффективным орудием в руках этого народа, то есть, в конечном счёте, прибыльным орудием. И не только политика, вся техника этого периода становится утилитарной, искусственной и светской. Эспинас исследует различные техники эллинского общества: технику сообщения, архитектуру, торговлю, деньги, технику письма, технику слова и счёта, право и мораль как технику, технику измерения и медицинскую технику.

Две философий действия характерны для эллинского общества этого периода. Первая философия - это философия человеческого производства, позитивная и натуралистическая, и вторая - философия божественного производства, метафизическая и трансцендентная. Но обе эти философии имели одно общее основание. Любое действие, как человеческое, так и божественное, понималось как техническая, деятельность, то есть производство посредством орудия. И природа, и Бог, и человек понимались как Демиург, как механическая причинность».

Шаповалов Е.А., Курс лекций по философии техники, СПб, Изд-во СПбГУ, 1998 г., с. 23-26.