Различные способы преобразования информации и знаний
Ошибки при построении моделейОшибки при построении научных моделей
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
Различные способы преобразования информации и знаний
Ошибки при построении моделейОшибки при построении научных моделей
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
В 1661 году Джордж Далгарно издал трактат: Ars signorum, vulgo character universalis et lingua philosophica / Искусство обозначений, общепонятные универсальные характеры и философский язык, посвящённый философскому / универсальному языку.
«По существу, - «Искусство обозначения» было лексиконом, основанным на логической классификации понятий. Весь корпус знаний (или то, что Дальгарно и его современники относили к таковому) разбивался на семнадцать классов, каждый из которых обозначался согласной: К - политические науки; N - природные объекты и т. д. Далее каждый класс подразделялся на подклассы под латинской гласной литерой: Ке - юридическое понятие; Ki - уголовный термин; Ки - военный термин.
Дальнейшая разбивка на группы и подгруппы сочеталась с попеременным обозначением их то согласной, то гласной буквой и в конечном итоге приводило к названию предмета, лица или процесса. Сочетание согласных и гласных давало слоговое произношение полученных слов.
Из приведённого описания явствует, что основным элементом философского языка Дальгарно (как и других языков, составленных по данному принципу) была буква, означавшая понятие той или иной степени сложности. Сумма букв давала набор признаков составного слова (в конечном счёте всё сводилось к словам). В наше время Борхес был в восторге от данной идеи. Касаясь языка Уилкинса, он писал: «...Аналитический язык Уилкинса - не худшая из схем. Её роды и виды противоречивы и туманны; зато мысль обозначать буквами разделы и подразделы, бесспорно, остроумна. Слово «лосось» ничего нам не говорит; соответствующее слово zana у Уилкинса содержит в себе определение для человека, усвоившего сорок категорий и подвидов этих категорий: рыба, чешуйчатая, речная, с розовым мясом».
Однако попытки создания философского языка очень скоро прекратились за полной их несостоятельностью. […] Здесь я хочу подчеркнуть лишь одну причину, приведшую к фиаско философских языков: их основная единица не была словом.
Выбор основного знака для системы не является автоматическим или само собой разумеющимся так же, как не бывает чьей-то причудой. Знак этот должен отвечать имманентным качествам, делающим его пригодным для данной системы кодирования и для использования его субъектами коммуникации.
Человечество пользовалось разными знаками, прежде чем пришло к слову. Многие учёные полагают, что языки начинались с эмоциональных выкриков, которые позднее конвенционализировались. Эта концепция весьма привлекательна, поскольку она напрашивается в виду своей «очевидности». Её, в частности, поддерживал Кондильяк, а из русских учёных большое место ей отвел известный психолог 30-х гг. П. Блонский. Я ничего не могу сказать по поводу этой гипотезы, которая обречена оставаться гипотезой, поскольку доказательств ее у нас нет и не будет. Вполне вероятно, что дело обстояло именно таким образом, и люди поначалу изъяснялись криками, как сегодня это делают животные».
Абрам Соломоник, Философия знаковых систем и язык, Минск, «МЕТ», 2002 г., с. 144.