«Русский логик Н.А. Васильев ещё в начале XX века заметил, что общая логика может существовать только при наличии общих всем предметам свойств; при отсутствии этого, логик может быть много.
По его мнению, возможны разные системы суждений о фактах и понятиях, а значит и разные логики.
Классическую логику Н.А. Васильев связал с геометрией Евклида и физикой Ньютона, и для суждения о понятиях, а не фактах, предложил свою логику.
Логика Н.А. Васильева «трёхмерна», в ней действует закон исключённого четвёртого. Суждение может быть истинно, ложно, неопределённо.
Выглядит это так: 1) Все собаки пятнисты; 2) Ни одна собака не пятниста; 3) Собаки могут быть пятнисты и не пятнисты.
В отличие от формальной логики, логика Н.А. Васильева более соответствует реальному трёхмерному миру.
Американский философ Р.А. Уилсон пошёл ещё дальше и предложил «шестимерную» логику. Согласно этой логике высказывание может быть:
1) истинно,
2) ложно,
3) неопределённо,
4) бессмысленно,
5) автореферентно (истинно только для данной личности),
6) странной петлёй (т.е. логическим парадоксом - «критянин сказал, что все критяне лгуны...»).
Эта логика ещё более филигранна, она учитывает не только общеобязательное, но и индивидуальное, снимая многие ограничения формальной логики».
Михайлов В.В., Социальные ограничения: структура и механика подавления человека, М., «Урсс», 2008 г., с. 200-201.