Метафоры, как научные модели

Одна из ранних стадий разработки научных моделей – метафоры.

«Метафоры в науке определяют целые исследовательские программы, иногда на  столетия. […] Каждое время рождает свои метафоры. Мы живём в эпоху сетей. Когда-то это  слово означало рыболовную снасть («Тятя, тятя, наши сети притащили  мертвеца») или в переносном значении - нечто, что опутывает («Он попал в  сети любовной страсти»). А сейчас любая компания, общество, живой организм,  экономика или даже весь мир видятся учёным как «сеть отношений»: они  подчиняются «сетевой логике». Вполне вероятно, что через несколько лет на  месте сетей окажется что-то другое. […]

01. А бедный кот сидел ни жив ни мёртв

Образ: Кот, который находится в запертом ящике - одновременно и живой, и мёртвый. Теоретически кота можно заменить хомяком или декоративной крысой, но физики  почему-то любят именно котов.

Научный смысл: Квантовая механика предполагает, что атомное ядро может находиться  одновременно в двух состояниях - распавшемся и нераспавшемся Эксперимент придумал австрийский учёный Эрвин Шрёдингер в 1935 году. Суть  его в следующем: берем кота, запираем на час в ящик. Туда же, кроме кота,  помещаем радиоактивный атом, счётчик Гейгера и ампулу с ядовитым газом. Ядро  атома должно распасться за час с вероятностью в пятьдесят процентов. Если  ядро распадается, счетчик Гейгера реагирует на радиацию и открывает ампулу с  газом. Кот, натурально, умирает. Если ядро не распадаётся, кот бодр и  здравствует. […]

02. Бабочка крылышками бяк, бяк, бяк

Образ: Бабочка, взмахивающая крыльями в Бразилии, может вызвать торнадо в Техасе.

Научный смысл: Незначительное воздействие на детерминированно-хаотическую систему может  иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в  другое время. Всё началось с дотошности. В 1961 году американский метеоролог и математик  Эдвард Лоренц сидел перед архаичным компьютером и пытался составить прогноз  погоды. Один из параметров имел значение 0,506, но Лоренц решил ввести более  точное число - 0,506127. В результате получился совершенно другой погодный  сценарий. Бабочка появилась чуть позже. Лоренцу надо было делать доклад на заседании  Американской ассоциации содействия развитию науки, и он решил не грузить  публику конструкциями типа «инвариантное множество в трёхмерном фазовом  пространстве гладкого потока со сложной топологической структурой», а  использовать что-то более романтическое. Кто-то из коллег посоветовал ему  воспользоваться образом бабочки. Очевидно, это хрупкое насекомое проникло в научный дискурс из рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром». Там герой попадает в эпоху динозавров и случайно  наступает ногой на бабочку. Вернувшись в настоящее, он обнаруживает, что в  политике США произошли радикальные перемены… […]

03. Все мы шестерёнки

Образ: Много-много шестерёнок и колёсиков слаженно работают, отсчитывая часы,  минуты и секунды.

Научный смысл: Общество, Вселенную и другие явления можно рассматривать как единую  взаимосвязанную систему, состоящую из отдельных элементов, каждый из которых  выполняет определенную функцию. Впервые Вселенную сравнил с часами английский философ Томас Гоббс, хотя ещё больше он любил уподоблять им общество. Чтобы понять, как работают часы, писал Гоббс, нужно думать не о том, кто их сделал и зачем, а разобрать их и  изучить свойства и взаимосвязь деталей. Для науки XVII века эта мысль  оказалась революционной, и учёные с упоением начали разбирать любые явления  на детали и изучать их связи друг с другом. Природа, которая раньше была  тенью высшего мира, вдруг оказалась гигантским механизмом. […] У приземлённых англичан модную метафору позаимствовали французские  просветители. Им очень нравился рациональный стиль мышления, а тут  оказалось, что вся природа устроена рациональным образом. Декарт описал  животных как бездушные автоматы, а Ламерти самого человека объявил не  образом божьим, а машиной из мяса и костей. Часы стали первой метафорой и  для научной психологии: Лейбниц учил, что душа - тоже часы, которые  создатель хитро синхронизировал с часами-мозгом, так что они всегда  показывают одно и то же, хотя напрямую и не связаны друг с другом. […]

04. Суп, который нас породил

 Образ: Кипящий на плите наваристый бульон, помешиваемый рачительной хозяйкой.

Научный смысл: Жизнь зародилась из раствора относительно простых веществ, содержавшихся в  древнейших водоемах. Налейте воды в большую ёмкость. Добавьте туда метана, аммиака и солей по вкусу. Подогрейте, не доводя до кипения. Постоянно помешивайте на протяжении  миллионов лет. Приправьте электрическими разрядами и космической радиацией.  Получившееся блюдо подавать с гарниром из свежей эволюционной теории и  молекулярной генетики: примерно так звучит один из возможных рецептов  приготовления жизни на Земле. Фразу про бульон вбросил в научный язык Александр Опарин. В 1922 году двадцативосьмилетний физиолог растений сделал доклад на собрании Русского  ботанического общества, а в 1924-м опубликовал монографию «Происхождение  жизни». Где и сравнил водоёмы древней Земли с бульоном. Гипотеза Опарина вот  в чем: четыре миллиарда лет назад океаны были насыщены неорганическими  солями, из которых под действием электрических разрядов, радиации и высокой  температуры образовались разнообразные органические молекулы. Раствор этих  молекул в воде Опарин и назвал «первичным бульоном». Из него потом  «сварились» первые примитивные организмы. Гипотеза Опарина принесла ему прижизненную славу классика биологии, на его лекции в любой стране мира приходили тысячи людей, его узнавали в лицо на улицах, чествовали нобелевские лауреаты. […]

Продолжение »

 

 Наши правила обсуждения видео на YouTube