Метафоры, как научные модели [продолжение]

Начало »

 

05. Читал геном, много думал:

Образ: Книга, которую пишут, издают и читают.

Научный смысл: Система кодирования наследственной информации живых организмов. Геном логичнее сравнивать не с книгой, а с компьютерной программой. Всё-таки  наши гены не просто собирают пыль на полке, как «Война и мир», а постоянно  работают согласно заданному алгоритму. Но во времена расцвета генетики  компьютеры были ещё малоизвестны. К тому же между издательским и  генетическим процессами можно найти немало аналогий. […]

06. Шар не притягивает - он искривляет

Образ: На натянутую простыню кладут тяжёлый шар. Простыня провисает, и что на неё  теперь ни положишь, неизбежно скатывается к шару.

Научный смысл: Теория Эйнштейна гласит, что все тела, обладающие массой, искривляют вокруг  себя пространство, чем обеспечивают гравитацию. […]

07. Перезагрузить душу

Образ: Персональный компьютер с клавиатурой, монитором, хард-диском и оперативной  памятью. В крайнем случае можно заменить ноутбуком, коммуникатором или  айпадом.

Научный смысл: В основе нашей психики лежит сложный процесс переработки информации. Психология, как известно, наука о душе, вот только никто не знает, что такое  душа. Предметы, с которыми имеет дело психология, не увидишь и не пощупаешь,  поэтому тут сплошь и рядом приходится иметь дело с метафорами. Личность  человека пытались уподобить колеснице, государству, трехэтажному дому,  паровой машине и даже системе химических элементов. Как правило, лучшей  моделью для психики служило самое сложное техническое устройство, которое  имелось в наличии. До того как в мир пришли первые компьютеры, в психологии преобладали  «водяные» мотивы. Американский философ и психолог Уильям Джеймс удачно  сравнивал наше сознание с потоком, а Фрейд - с гидравлической системой, по  трубам которой вместо воды текут желания и влечения. Если не знать, как  правильно регулировать краны, трубу может прорвать! Просто, слишком просто: В конце концов, отчаявшись изучить невидимую душу, для которой никак не  находилось подходящей метафоры, психологи перешли к исследованию поведения.  И только компьютер вернул учёным интерес к внутреннему миру: они быстро  поняли, что психические процессы теперь можно описывать языком информатики. Тон в научной психологии стала задавать область под названием «когнитивная  психология», сделавшая предметом своего изучения процессы переработки  информации. И тут компьютерная метафора оказалась как нельзя кстати.  Например, память разделили на кратковременную (по аналогии с оперативной у  компьютера) и долговременную (по аналогии с записью информации на постоянные  носители). И скоро все забыли, что это была лишь метафора. Изучая психологию по новым  учебникам, можно подумать, что между процессом мышления и переработкой  информации нет разницы, а память человека очень похожа на флешку. Энтузиасты  пытаются создать машину с интеллектом, не отличающимся от человеческого, на  основе схем мышления как переработки информации, предложенных психологами. И  в результате нередко воспроизводят не столько реальную логику мышления,  сколько логику старых компьютеров.

08. Наши предки лезли в дырку

Образ: Бутылочное горлышко, в которое может пролезть только что-то очень маленькое.

Научный смысл: Резкое сокращение численности какого-либо вида с последующим его ростом. Время от времени численность представителей homo и его предков резко, за  десятки тысяч лет, сокращалась на 70-90%. Изучение ДНК человека доказало,  что в эволюции было как минимум два таких «горлышка»: геном человека по  сравнению с другими древними млекопитающими содержит очень мало вариаций. То  есть в недалеком по палеонтологическим меркам прошлом человечество  находилось на грани вымирания, в связи с чем утратило солидную часть  геномных вариаций. […]

Бутылочное горлышко - метафорическое обозначение периода, когда сочетание  негативных факторов (изменение климата, голод, природные катаклизмы)  приводило к резкому снижению численности наших предков. Из антропологии понятие «бутылочное горлышко» перекочевало в другие науки.  Его используют для обозначения самого узкого места в системе, сквозь которое  проходит лишь небольшой процент людей, мнений или вещей. Например,  бутылочное горлышко образуется у входа на эскалатор метро в час пик. Благо  для его преодоления требуется время, исчисляемое в реальных, а не  палеонтологических масштабах.

09. Надуть Вселенную

Образ: Воздушный шарик с нарисованными звёздочками (теоретически может быть заменен  презервативом).

Научный смысл: С момента Большого взрыва космическое пространство однородно расширяется в  масштабах всей Вселенной, причем последние пять миллиардов лет расширение  идет всё быстрее и быстрее. Кстати, в 2011 году Нобелевская премия по физике  была присуждена именно за доказательство ускоренного расширения Вселенной. […]

10. Автоматы на деревьях

Образ: Натуральные числа, верхние пределы, мнимая единица и другие термины из  учебника математики.

Научный смысл: Всё реальное и нереальное. Если, читая этот текст, вы на минуту остановитесь и подумаете о том, что такое обычное натуральное число, например единица, вы поймёте, что это уже  метафора. Это символ, который получает вещественный смысл, лишь когда мы  считаем что-то конкретное. Посмотришь, бывало, на палец и подумаешь: «Один  палец». По большому счёту любой язык - это метафора, а математика - особенно. Математики, как никакие другие учёные, обожают использовать привычные всем  слова для обозначения своих странных конструкций».

Константинов А. и др. 10 главных метафор науки, журнал «Русский репортёр», 2012 г., N 18, с. 50-55.

 

 Наши правила обсуждения видео на YouTube