«Творческие разработки могут вестись на трёх уровнях:
1) решение конкретной технической задачи (например, усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента);
2) решение общетехнической (или общенаучной) проблемы (беспылевое производство пылящих веществ);
3) решение социально-технического (или социально-научного) комплекса проблем (создание экологически устойчивого мира).
Иногда эти «ступени» проходит один человек. Так, К. Э. Циолковский начал с чисто технической задачи - найти техническое средство преодоления земного притяжения. Таким средством оказалась ракета. Исследование перешло на второй уровень - решение задач ракетоплавания (ракетной космонавтики): создание многоступенчатых ракет орбитальных станций, космических оранжерей, космической связи, жизнеобеспечения в космосе и т.д. В последний период жизни основное внимание К.Э. Циолковский уделял разработкам на третьем уровне: космической фазе существования человечества, неизбежному выходу всего человечества в космос, возникающим в связи с этим вопросом о смысле жизни, пределах изменяемости человека.
Другие примеры:
Автомобиль - автомобили (автотранспорт) - «автомобильная цивилизация».
Самолёт - авиация (авиатранспорт) - «авиационная цивилизация».
Батискаф - «батисредство» (батискафы, мезоскафы, подлодки и т.д.) - «батицивилизация» (батискафы, мезоскафы и другие «скафы», подводные поселения, подводное производство и т.д.).
Атомная бомба - атомное (ядерное) оружие - «атомная цивилизация» (атомная энергетика, атомные двигатели, атомное оружие, атомная технология, «атомные» болезни и т.д.)».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 453-454.