Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Этика наукиЭтика научной деятельности
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Этика наукиЭтика научной деятельности
X
«Я постоянно прихожу к одному и тому же заключению и всякий раз наново противлюсь ему, я не хочу в него верить, хотя и осязаю его как бы руками: подавляющему большинству недостаёт интеллектуальной совести; мне даже часто кажется, что, тот, кто притязает на неё, и в самых населённых городах пребывает одиноким, как в пустыне.
Каждый смотрит на тебя чужими глазами и продолжает орудовать своими весами, называя это хорошим, а то плохим; ни у кого не проступит на лице краска стыда, когда ты даёшь уму понять, что гири эти не полновесны, - никто не вознегодует на тебя: возможно над твоим сомнением просто посмеются.
Я хочу сказать: подавляющее большинство не считает постыдным верить в то или другое и жить сообразно этой вере, не отдавая себе заведомо отчёта в последних и достовернейших доводах за и против, даже не утруждая себя поиском таких доводов, - самые одарённые мужчины и самые благороднейшие женщины принадлежат всё ещё к этому «подавляющему большинству».
Что, однако, значит для меня добросердечие, утонченность и гений, если человек, обладающий этими добродетелями, позволяет себе вялость чувств в мнениях и суждениях, если взыскание к достоверности не является для него внутренней страстью и глубочайшей потребностью - как нечто такое, что отделяет людей высших от низших!
Я подмечал у иных благочестивых людей ненависть к разуму и был им за это признателен: по крайней мере, здесь выдавала себя ещё хоть злая интеллектуальная совесть! Но стоять среди этого rerum concordia discors (латинское выражение «согласие различного» - Прим. И.Л. Викентьева) среди всей чудесной неопределённости и многосмысленнности существования и не вопрошать, не трепетать от страсти и удовольствия самого вопрошания, даже не испытывать ненависти к вопрошающему, а лишь вяло, пожалуй, над ним потешаться - вот что я ощущаю постыдным - и именно этого ощущения ищу я прежде всего в каждом человеке: какое-то сумасбродство убеждает меня всё снова и снова, что каждый человек, будучи человеком, испытывает его. Это и есть мой род несправедливости»
Фридрих Ницше, Весёлая наука / Сочинения в 2-х томах, М., Том 1, «Мысль», 1990 г., с. 515-516.