Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
«В культуре миру положительных символов противопоставлен мир негативных символов, столь же абсолютных, таких же созданий имагинативного абсолюта.
Таковы имагинативно живые образы совершенства, положительные и отрицательные, представленные попарно в их антиподии: Ормузд - Ариман, Христос - Антихрист, Ахилл - Терсит, Осирис - Сет, Ариель - Калибан, и иные воплощения абсолютных понятий добра и зла, доблести и ничтожества.
Эти образы совершенства - положительные и отрицательные - помимо своего специфического абсолютного смысла сочетают в себе и иные абсолютные черты: абсолютную красоту и абсолютное уродство, абсолютную отвагу и абсолютную трусость, абсолютную благую мощь и абсолютно гибельную мощь и т. п. Каждый из этих образов есть осуществлённый, воплощённый в предмет абсолют, есть создание имагинации, возникшее в силу инстинктивной потребности в формах постоянства. Образ здесь - внутренний образ, смысл.
Если положительные образы совершенства: «Спаситель», «Мессия», «Гений», «Пророк», «Учитель», «Мыслитель», «Мученик», «Герой», «Святой» - все эти морально-положительные имагинативные идеи человека вочеловечены, как утверждение символов совершенства, то безразлично: вочеловечены ли в них некогда жившие, исторические особи или выдуманные, поэтические. В том и другом случае они для человечества в целом, для его культурного сознания, имагинативно-реальны.
Равной имагинативной реальностью обладают и негативные образы совершенства:
Люцифер - как сатанинская гордость,
Прометей - как богоборец,
Титан - как стихийная воля,
Иуда - как совершеннейший предатель,
Каин - как первоубийца,
Агасфер - как жестокосердный скиталец,
Прокруст - как злодей-палач и пр.
Всё это создания Имагинативного абсолюта, его многоименные разноплановые выражения».
Голосовкер Я.Э., Имагинативный абсолют / Логика мифа, М., «Наука», 1987 г., с. 139.