Высший инстинкт культуры (Имагинативный Абсолют) по Я.Э.Голосовкеру

«Сегодня мы вправе сказать: Человеку присущ инстинкт культуры. Инстинктивно в  нём прежде всего стремление, побуд к культуре, к её созданию.

Этот инстинкт  выработался в нём в высшую творческую духовную силу. Это и есть то, что мы  называем «дух». Спиритуалистическая философия приняла этот «дух» за особую  субстанцию. Религия наименовала его словом «бог». Она обособила его от  человека и смирила им человека. Но в высших своих проявлениях она в тоже  время будила в человеке человечность - тот самый присущий человеку «дух» -  его высший инстинкт, одновременно с этим. Религия воздвигала на него  гонения. Такова диалектика истории.

Этот инстинкт есть, действительно, высший инстинкт, наряду с двумя низшими  инстинктами - вегетативным и сексуальным. И, как они, он есть жизненный  побуд. Как проявление и как смысл он есть жизненный побуд к бессмертию, и к его  ипостасям постоянству и всему абсолютному, без чего невозможна культура.

Понятие «абсолют» - здесь заместитель смысла «бессмертие», есть его символ.  Здесь смысл биологического, жизненного бессмертия перевоплотился в смысл  бессмертия культурного, символического. Здесь «бессмертие природы»  перевоплотилось в «бессмертие культуры». […]

Первоначально, в своем генезисе, имагинативный абсолют, как жизненный побуд,  как устремление жизни вечно быть, как порыв к бессмертию, есть естественный  инстинкт, данный человеку от природы, подобно низшим инстинктам: вегетативному и сексуальному.

Низшие инстинкты - инстинкты соматические. Их деятельность явно темна.  Сведение их к рефлексам - узость. Они не только рефлексы. Высший инстинкт -  инстинкт ментальный, умственный. Как побуд к бессмертию он, по существу, нам  непонятен, так как форма, в которой протекала бы бессмертная жизнь, для нас  непредставима, немыслима и противоречит всякой «жизненно-натуральной форме»,  как явлению природы: астральное тело и инфузория одинаково смертны.

Не только в аспекте любого «позитивизма», но и согласно всеобщему закону  метаморфозы, возможно принять положение, что высший инстинкт развился в  результате замещения двух низших инстинктов - сексуального и вегетативного.  Их неудовлетворённость, т. е. их неполное удовлетворение привело к их  частичному замещению - именно согласно закону метаморфозы.

В борьбе человека за существование постоянная жажда насыщения и  оплодотворения ради самосохранения и самоутверждения, жажда наслаждения  вкусового и полового, страдание от их неполного удовлетворения развили  потребность сохранить себя возможно длительнее и навсегда. Но одновременно с  этой потребностью они развили в человеке иллюзию удовлетворить эту  потребность в сублимированном виде: например, в загробном мире, в «иной»  жизни - в мире воображаемом - т. е. имагинативно сохранить. Причем эта  имагинация принималась за реальность. Так развился «инстинкт культуры» -  высший инстинкт, удовлетворяющий реальную потребность человека имагинативной  реальностью, иллюзиями «иного» мира. Он, как инстинкт культуры, вступает в  борьбу с низшими инстинктами, добиваясь господства, чтобы спасти человека от  гибели вследствие неудовлетворённости низших инстинктов. Он охраняет  человека, спасает его. И когда низший инстинкт взял палку в руку, высший  инстинкт взял истину в руки, имагинативную истину, и нанёс ею удар по низшим  инстинктам. Так вооружился он культурой в борьбе с природой. Искра мысли  вспыхнула в человеке раньше, чем он высек искру из камня. И именно искра  мысли и высекла эту искру из камня, чтобы зажечь огонь, ибо в воображении  этот огонь уже горел. Наука иногда забывает, что из имагинативного огня  зажегся и огонь в домне. […]

У иных людей господство низших инстинктов сменяется господством высшего.

Когда высший инстинкт подавляет низшие, жертвует ими, здесь как будто  вступает в силу странное противоречие: низкие инстинкты, сообразно своему  назначению, стремятся сохранить жизнь биологической особи. Высший инстинкт,  жертвуя ими, жертвует реальной (биологической) жизнью особи не во имя  идеальной, иллюзорной, а во имя имагинативной реальной жизни:

- во имя вечной, потусторонней жизни, или во имя бессмертия души, или во имя  своего учения: так, у натур религиозных,

- во имя нравственности (или моральной чистоты), т. е. торжества  добродетели: так, у натур моральных,

- во имя совершенства художественного творения или полного выражения в нем  своего художественного гения, т. е. самого себя: так у натур эстетических,  поэтов-художников,

- во имя торжества истины или своей истины, - своей системы философии или  своего учения: так, у мыслителей, философов -

- во имя научной истины или научного открытия: так у учёных - и т. д.

Иные жертвуют жизнью из честолюбия. Но честолюбие служит часто лишь  прикрытием их имагинативного абсолюта, их высшего инстинкта. Они сами  обманывают себя своим честолюбием. Позади честолюбия стоит инстинкт.

В вышеуказанных случаях инстинкт самосохранения в плане биологическом  уступает побуду самосохранения в плане духовном (имагинативном). Возникает  готовность умереть для того, чтобы жить в грядущем, в памяти людей, т. е.  пользоваться славой или жить в воплощениях культуры: в романах, стихах,  картинах, статуях, философских трудах и т. п., в социальных идеалах (так,  например, у революционера). Мы говорим: славолюбие - тщеславие. Однако объяснять самопожертвование  только одним славолюбием на почве тщеславия и самолюбия было бы крайней узостью.

 

Продолжение »