Положительнее и негативные герои, знаки и символы в культуре по Я.Э. Голосовкеру

«В культуре миру положительных символов противопоставлен мир негативных  символов, столь же абсолютных, таких же созданий имагинативного абсолюта.

Таковы имагинативно живые образы совершенства, положительные и  отрицательные, представленные попарно в их антиподии: Ормузд - Ариман,  Христос - Антихрист, Ахилл - Терсит, Осирис - Сет, Ариель - Калибан, и иные  воплощения абсолютных понятий добра и зла, доблести и ничтожества.

Эти образы совершенства - положительные и отрицательные - помимо своего  специфического абсолютного смысла сочетают в себе и иные абсолютные черты:  абсолютную красоту и абсолютное уродство, абсолютную отвагу и абсолютную  трусость, абсолютную благую мощь и абсолютно гибельную мощь и т. п. Каждый  из этих образов есть осуществлённый, воплощённый в предмет абсолют, есть  создание имагинации, возникшее в силу инстинктивной потребности в формах постоянства. Образ здесь - внутренний образ, смысл.

Если положительные образы совершенства: «Спаситель», «Мессия», «Гений»,  «Пророк», «Учитель», «Мыслитель», «Мученик», «Герой», «Святой» - все эти  морально-положительные имагинативные идеи человека вочеловечены, как  утверждение символов совершенства, то безразлично: вочеловечены ли в них  некогда жившие, исторические особи или выдуманные, поэтические. В том и  другом случае они для человечества в целом, для его культурного сознания,  имагинативно-реальны.

Равной имагинативной реальностью обладают и негативные образы совершенства:

Люцифер - как сатанинская гордость,

Прометей - как богоборец,

Титан - как стихийная воля,

Иуда - как совершеннейший предатель,

Каин - как первоубийца,

Агасфер - как жестокосердный скиталец,

Прокруст - как злодей-палач и пр.

Всё это создания Имагинативного абсолюта, его многоименные разноплановые  выражения».

Голосовкер Я.Э., Имагинативный абсолют / Логика мифа, М., «Наука», 1987 г., с. 139.