Скорости развития систем, их элементов и окружения, как правило, различны
Закономерности поведения творческих личностейЗакономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
X
«Оглянешься назад и видишь: в продолжение тысячелетий из миллиардов живших людей выделяются десятки Конфуциев, Будд, Солонов, Сократов, Соломонов, Гомеров, Исаий, Давидов.
Видно, редко между людьми они встречаются, несмотря на то, что тогда не из одной касты только, а из всех людей выбирались эти люди, видно, редки эти истинные учёные и художники, производители духовной пищи. И недаром человечество так высоко ценило и ценит их. Теперь же оказывается, что эти все прошедшие великие деятели науки и искусства уже не нужны нам. Теперь научных и художественных деятелей можно, по закону разделения труда, делать фабричным способом, и мы в одно десятилетие наделали больше великих людей науки и искусства, чем их родилось среди всех людей от начала мира. Теперь есть цех учёных и художников, они заготавливают усовершенствованным способом всю ту духовную пищу, которая нужна человечеству.
И заготовили они её так много, что старых, прежних, не только древних, но и более близких уж не нужно и поминать, - это всё была деятельность теологического и метафизического периода, то всё надо стереть; а настоящая разумная деятельность началась так - лет 50 тому назад, и в эти 50 лет мы наделали столько великих людей, что на каждую науку приходится человек по 10 великих людей, а наук наделали столько - благо их легко делать, стоит приложить к греческому названию слово логия и расположить по готовым рубрикам - и готова наука, - наделали наук столько, что не только один человек не может знать их, но не один не запомнит всех названии существующих наук; названия одни составят толстый лексикон, и каждый день делают ещё новые науки.
Наделали очень много, вроде того учителя-чухонца, который выучил детей помещика чухонскому вместо французского языка. Выучил всё прекрасно, одно только горе, что никто, кроме нас, ничего этого не понимает и считает все это ни на что не нужной чепухой. Но, впрочем, и на это есть объяснения».
Толстой Л.Н., Так что же нам делать? / Собрание сочинений в 22-ти томах, Том 16, М., «Художественная литература», 1983 г., с. 354.
Ускорение смены научных парадигм, гипотез, поколений техники по Г.С. Альтшуллеру