Подготовка научной элиты по С.П. Капице и соавторам

«Наряду с функцией сохранения стабильности общества и его прогрессивного эволюционного развития, от элиты непосредственно зависит прогресс в науке, технологии, других областях.

В нашем отечестве накоплен блестящий опыт подготовки научной элиты в области математики и в ряде областей естественных наук. Отметим, что решающим условием здесь являются яркие творческие люди и верная «системная политика» - материальные ресурсы играют тут третьестепенную роль. Попробуем обобщить этот опыт и сформулировать условия, обеспечивающие успех.

1. Весьма высокий формальный или «неформальный» конкурс, возможность отбора. Желание довольно большого количества подростков преуспеть именно в этой области (стимулами здесь могут быть её высокая социальная значимость, перспектива высокооплачиваемой работы в будущем или возможность жить в соответствии со стандартом, наиболее подходящим для определенной категории людей). Например, в Советском Союзе принципиальным, с точки зрения элитарного математического сообщества, оказалось наличие, начиная с предвоенных лет, системы математических кружков, школьных олимпиад. (В пору расцвета в Москве было более трёх десятков математических кружков.) Их роль сводилась не только к отбору наиболее талантливых школьников и воспитанию у них математической культуры, но и к осознанию в довольно раннем возрасте возможности для самореализации в данной сфере деятельности. Данные социологических исследований по Белоруссии показывают резкое уменьшение интереса к точным и техническим наукам, что представляет серьёзную угрозу, с точки зрения подготовки элиты. По-видимому, ситуация в России аналогична.

2. Наличие «стандартов-рекордов». Для таких стран, как Советский Союз, США, Китай, для которых принципиально важно, с точки зрения стратегических военных и технологических интересов, наличие технической элиты высокого уровня, этой работы было недостаточно. Необходимы были задачники, издаваемые массовым тиражом, журналы, позволяющие вести самостоятельную, заочную (пусть не столь эффективную, как при непосредственном общении) подготовку в разных концах страны.

Число людей, которые готовы работать со школьниками и студентами, выводя их на высокий уровень, было и, вероятно, всегда будет невелико. Поэтому необходимо создание возможностей для самостоятельных занятий. В пятидесятые годы принципиальную роль сыграли задачники Д.О. Шклярского, Н.Н. Ченцова и И.М. Яглома и последовавшая за ними серия книг «Библиотека математического кружка». Позже заочная физико-техническая школа при МФТИ, заочная школа при МГУ и журнал «Квант». Необходимы «стандарты - рекорды», равняясь на которые, можно было бы расти. Принципиальной является открытость этой системы. В 60-е и 70-е годы на Физическом факультете МГУ на теоретических кафедрах была группа преподавателей и сотрудников, принимавшая «Теоретический минимум» в объёме отдельных томов курса теоретической физики Л.Д. Ландау и Е.М. Лившица и привлекавшая к научной работе сдавших минимум. Это сыграло очень важную роль в формировании «физической элиты». Эффективным катализатором в создании элиты служит возможность не «готовиться к жизни», а реально участвовать в научном и техническом творчестве. Молодым важно как можно раньше представить современный уровень и «настоящие» проблемы. Успехи школы физиков академика А.Ф. Иоффе во многом были связаны с нетрадиционным подходом к участию молодёжи в научном творчестве. Можно обратить внимание на академика, не имевшего высшего образования - Я.Б. Зельдовича; академика, шагнувшего без начальных курсов ВУЗа сразу в аспирантуру - И.М. Гельфанда.

Когда происходит подготовка элиты, то приходится иметь дело со «штучным», а не с «массовым» производством. Объективно возможности для этого намного выросли, благодаря появлению компьютеров. В самом деле, персональный компьютер «Пентиум», который сейчас активно продаётся в России, по скорости вычислений эквивалентен примерно пятидесяти вычислительным машинам БЭСМ-6, которые стояли в семидесятых годах только в крупных вычислительных центрах. Принципиальные задачи, связанные с обеспечением космических полётов, созданием различных видов вооружений, оптимизацией ряда технических систем были решены именно на машинах этого класса. Развитие вычислительной техники в течение последних тридцати лет неоднократно доказывало, что точная и оригинальная постановка вычислительной задачи обычно во много раз ценнее, чем увеличение количественных параметров. Имея в виду массовое образование, следует ставить вопрос о компьютерной грамотности, о компьютере, как о средстве решения конкретных задач в определённых областях. Надо учить студентов решать задачи. Имея в виду элитарное образование (разумеется, речь идёт о научной и части «технической» элиты), следует учить ставить новые задачи и искать новые области, где компьютеры могут быть эффективно использованы.

Ситуацию здесь в предельно обострённом виде охарактеризовал А. Азимов в фантастической повести, посвящённой «проблемам высшей школы». В описанном им мире Земля выступает в качестве образовательного центра для других планет. Достижения психологии и электроники позволяют в течение часа «заложить» в мозг определённую сумму знаний и навыков, которыми должен владеть специалист, ориентированный на работу с фиксированными технологиями (образ «массового образования» в этом мире). Однако создание этих технологий, другая творческая деятельность требует иного пути: глубокого самостоятельного освоения научной дисциплины, работы с наставником, длительной интенсивной подготовки к тому, чтобы сделать «следующий шаг» (типичное «элитарное» образование, как оно понимается в этом пункте).

При этом сам факт существования этого второго, жизненно важного для цивилизации, образования не афишируется. Туда отбирают только тех, кто смог заново «придумать» эту вторую систему и проявил осознанную готовность «быть не таким как все».

Отметим, что подготовка шахматистов высокого класса в СССР, американской «компьютерной элиты» в Калифорнии, участие ряда выдающихся математиков в создании специализированных школ, организации олимпиад подтверждают важность «атмосферы высоких достижений» и наличия «стандартов-рекордов» для подготовки элиты.

 

Продолжение »

 

 Плейлист «Видеозадачник VIKENT.RU»