Система обучения в МФТИ (Физтехе) по оценке его ректора О.М. Белоцерковского

«… в то время Долгопрудный (а, по-моему, и сейчас) представлял собой не лучший город Московской области: он был достаточно запущенным, грязным, с Москвой сообщение было плохое, - ходили лишь паровички с Савеловского вокзала. Но г. Долгопрудный был изолирован от московской суеты, и здесь можно было организовать локальный, совершенно изолированный процесс. Создавалось закрытое учебное заведение, и необходимо было соблюдать сохранение информации о нём. Для Физтеха были высвобождены два корпуса. Один - бывший Институт дирижаблестроения, по-моему, там чуть ли не Нобиле начинал. В существующем и ныне аудиторном корпусе размещалось общежитие, в лабораторном - шёл учебный процесс. […] 

Особенностью учебного процесса на Физтехе с самого начала было и то, что в большом объёме преподавался иностранный язык. На изучёние иностранного языка в учебных планах физтехфака отводилось в 2-3 раза больше времени, чем на других факультетах МГУ, не говоря уже о технических вузах.

Причём для изучения языка формировались группы по 5-7 человек. Тогда и были заложены основы физтеховской системы обучения иностранным языкам. Большая роль в этом прекрасного лингвиста и педагога Ирины Алексеевны Ершовой и замечательных преподавателей Московского университета. Обязательным было изучёние двух языков: английского и второго - немецкого или французского. Некоторые студенты успевали изучать и больше. На нашем курсе был полиглот Юрий Дьяков, который свободно говорил на четырёх или пяти иностранных языках. Но это уже, конечно, исключение из правил.

Таким образом, основу фундаментального цикла составляют: математика, физики общая и теоретическая, механика, иностранные языки. Вторая составляющая системы Физтеха - это базовые институты, в которых были организованы кафедры. Были отобраны лучшие научные центры - Институт физпроблем, ФИАН, МИАН, ЦАГИ, Институт химфизики, НИИ-1 и др. Студенты, начиная со второго-третьего курса, проводили по 2-4 дня в базовом институте. На 5-м курсе обучёние полностью проходило в базовом институте. Шестой, выпускающий курс был отдан выполнению дипломной работы в базовом институте. Там же проходила её защита.

Идея системы Физтеха заключалась именно в этом: широкое общенаучное образование в лучших российских университетских традициях силами преподавателей, научных сотрудников лучших центров и узкая, глубокая специализация в базовом институте.

Если хотите, воспитание научных и инженерных кадров в творческой среде под данный институт, под данную лабораторию, даже под данную научную группу. Вот два основных положения, которые были заложены в основу Физтеха. Я ещё раз повторяю, что не встречал нигде такой целенаправленной и такой чрезвычайно интенсивной подготовки кадров, какая осуществлялась (и в общем до последнего времени осуществляется) на Физтехе». […]

Важно, что преподают здесь специалисты, которые активно работают в данной области науки и техники. Вовлечение студентов в самостоятельную творческую научную или производственную деятельность - это необходимое условие подготовки современного инженера-исследователя. Опыт показывает, что когда специальная подготовка студентов ведётся в тесной кооперации с НИИ и КБ, то профессиональная переориентация этих учреждений сразу же влечёт за собой изменение характера знаний, приобретаемых студентами. В результате выпускники вуза овладевают новейшими достижениями в своей области, что резко сокращает сроки их адаптации после окончания института. Таким образом, ликвидируется объективно существующий разрыв между стабильными вузовскими программами и уровнем развития науки и техники. Вуз обязан отчётливо представлять себе, куда пойдут специалисты после защиты диплома.

Чем точнее он знает ответы на эти вопросы, тем эффективнее будет вся его деятельность. Именно поэтому определенные и немалые трудности возникают сегодня на Физтехе. Самая большая трагедия сегодня для Физтеха - это «невостребованность» выпускников. Можно только надеяться, что это явление временное (крик души старого ректора!). Вторым аспектом системы Физтеха является проблема отбора талантливой молодежи, поступающей на Физтех. В частности, до сих пор, и это было заложено много лет назад, существует целая система отбора кандидатов в студенты Физтеха. Это и Заочная физико-математическая школа, которая давала большое число абитуриентов, и вечерние школы в пределах Москвы и Московской области, олимпиады и многое другое.

У нас была такая статистика: для того чтобы отобрать 1000-1500 студентов для Физтеха, необходимо было просмотреть для участия в конкурсных экзаменах в 10-15 раз большее число абитуриентов.

И третий аспект этой системы в её классическом понимании заключался в том, что студенты получали очень престижное распределение. Большая группа выпускников Физтеха шла в аспирантуру. Правильная направленность студентов, а именно продолжение темы дипломной работы в аспирантуре - вполне позволяла им в течение трёх, иногда и двух лет после окончания института защищать кандидатскую диссертацию».

Белоцерковский О.М., Физтех: история, реальность, будущее, в Сб.: Физтеховский прорыв - угол атаки: к 80-летию академика О.М. Белоцерковского / Редакторы-составители: Н.А. Носова, Л.П. Скороварова, М., «Наука», 2005 г., с. 17, 22-23 и 31.