История выявления и создания отчуждаемых от Автора приёмов и алгоритмов творчества.
X
Обзор теорий творчества / креатива по И.Л. Викентьеву
Для компактности изложения, можно утверждать, что в европейской культуре обучение творчеству имело 3 основных направления.
Первое, назовём его «умозрительным»,было сформировано мыслителями Древней Греции, которые не ставили опытов (некоторые даже считали это занятие недостойным свободного человека), рассматривали очень ограниченный круг практических задач и пытались найти Истину, лишь размышляя, споря или беседуя с учениками…
Древние греки, нужно признать, «сняли» слой очевидных и полуочевидных наблюдений.
Факт: многочисленные попытки с конца XIX по начало XXI века философов, психологов Европы и Америки продвинуться в понимании управления творчеством с помощью подобного «древнегреческого метода» не дали ни одной (!) методики творчества… Для понимания уровня достижений «психологии творчества» можно самостоятельно сравнить, что по этому поводу писали в начале и конце XX века.
То есть, на вопросы:
- каковы небанальные достижения в «теории / философии / психологии творчества» за прошедшие и оплаченные налогоплательщиками 100 лет?
- какие небанальные задачи решены философами / психологами творчества за прошедшие и оплаченные налогоплательщиками 100 лет?
- честно ответить нечего...
Как известно из поговорки: «свято место пусто не бывает» и при наличии личностной и общественной потребности эту нишу: «Я хочу работать и жить творчески!» примерно с середины XX века заполнили интеллектуальные жулики(реже – сумасшедшие). Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой (!) книжный магазин… Характерный пример: Рецензия на книгу: Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей. 62 софта для мозга, СПб, «Питер», 2008 г. Увы, таково второе направление – откровенно жульнильческое.
Третье направление – практическое.Издавна военным, комедиантам, музыкантам – так или иначе – нужно было готовить себе смену. И они учили, как могли. Самые распространённые способы: повторение «Делай как я!» и подражание чужим успехам: «Они уже сделали так, а мы, что хуже?!...»
В XX веке 100%более или менее работоспособных методик творчества были сделаны не философами и/или психологами, а теми, кому это было очень нужно: театральными деятелями, журналистами, изобретателями. К таким методикам можно отнести:
Примерно раз в год я отказываю в приёме на работу очередному обществоведу, который, не имея собственных небанальных результатов, хочет, цитирую: «обобщить Ваш творческий опыт»…