Инструкция по работе с Контекстной панелью

Обзор теорий творчества по И.Л. Викентьеву

Для компактности изложения, можно утверждать, что в европейской культуре обучение творчеству имело 3 основных направления.

Первое, назовём его «умозрительным», было сформировано мыслителями Древней Греции, которые  не ставили опытов (некоторые даже считали это занятие недостойным свободного человека), рассматривали очень ограниченный круг практических задач и пытались найти Истину, лишь размышляя, споря или беседуя с учениками…

Древние греки, нужно признать, «сняли» слой очевидных и полуочевидных наблюдений.

Факт: многочисленные попытки с конца XIX по начало XXI века философов, психологов Европы и Америки продвинуться в понимании управления творчеством с помощью подобного «древнегреческого метода» не дали ни одной (!) методики творчества… Для понимания уровня достижений «психологии творчества» можно самостоятельно сравнить, что по этому поводу писали в начале и конце XX века.  

То есть, на вопросы:

- каковы небанальные достижения в «теории / философии / психологии творчества» за прошедшие и оплаченные налогоплательщиками 100 лет?
- какие небанальные задачи решены философами / психологами творчества за прошедшие и оплаченные налогоплательщиками 100 лет?

- честно ответить нечего...

 

Как известно из поговорки: «свято место пусто не бывает» и при наличии личностной и общественной потребности эту нишу: «Я хочу работать и жить творчески!» примерно с середины XX века заполнили интеллектуальные жулики (реже – сумасшедшие). Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой (!) книжный магазин… Характерный пример: Рецензия на книгу: Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей. 62 софта для мозга, СПб, «Питер», 2008 г.  Увы, таково второе направление – откровенно жульнильческое.

 

Третье направление – практическое. Издавна военным, комедиантам, музыкантам – так или иначе – нужно было готовить себе смену. И они учили, как могли. Самые распространённые способы: повторение «Делай как я!» и подражание чужим успехам: «Они уже сделали так, а мы, что хуже?!...»

В XX веке 100% более или менее работоспособных методик творчества были сделаны не философами и/или психологами, а теми, кому это было очень нужно: театральными деятелями,  журналистами, изобретателями. К таким методикам можно отнести:

 - Методика работы актёра и режиссёра К.С. Станиславского;

- Мозговой штурм Алекса Осборна;

- Морфологический анализ Фрица Цвикки;

- ТРИЗ-ТРТС-ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.


Примерно раз в год я отказываю в приёме на работу очередному обществоведу,  который, не имея собственных небанальных результатов,  хочет, цитирую: «обобщить Ваш творческий опыт»…

 

Разработка работоспособных методик творчества по Г.С. Альтшуллеру

Классификация методик креатива по И.Л. Викентьеву