Снижение профессиональных стандартов при съёмках артистов театра в кино по В.И. Немировичу-Данченко

«Участие в синематографических снимках перешло среди наших в какую-то вакханалию. Синематографические рекламы с участием «артистов Московского Художественного театра» пестрят на стенах всех городов России. Причём среди этих артистов часто попадаются имена, ещё мало известные даже в стенах нашего театра.

Это, разумеется, заставляет искать средства, как оградить имя «артиста МХТ» от бесправного пользования им (насколько следует из этого и других материалов В.И. Немировича-Данченко, никто из руководителей театра не разрешал использовать его имя (бренд) при съёмках артистов - Прим. И.Л. Викентьева). Но не в этом главная забота руководителей нашего театра.

Настоящая художественная беда в том, что люди, едва начавшие разбираться в задачах искусства и не успевшие ещё охватить его ни технически, ни духовно, только-только ступившие на порог той области, куда устремляются их вера и их чаяния, неспособные ещё самостоятельно приготовить даже второстепенную роль, а часто просто «птенцы сценического дела», почему-то считают себя вправе выступать на экране в качестве созревших артистов. И весь ужас в том, что они, сами того не замечая, теряют чувство самокритики и развивают в себе легкомысленное отношение к делу, переходящее в пошляческую смелость.

Глубоко, катастрофически заблуждаются те, кто думает, что эта работа помогает свободе на сцене, раскрывает темперамент и т. п. Тогда как это налагает общую печать небрежности и заглушает в корне те ростки искусства, которые только появились в их душах. Что может получиться от старания распластать грубыми руками едва раскрывшийся бутон для того, чтобы придать ему вид созревшего цветка?

Мало этого. Самая техника синематографического ремесла действует изнурительно. Молодые люди легкомысленно не понимают этого и не замечают, что, служа этому ремеслу, они отнимают силы и сосредоточенность от своего главного дела. Я очень подозреваю, что именно от этого игра молодых актёров часто носит на себе печать преждевременного утомления или что те, от которых мы ждём движения вперёд, не проявляют его по той же причине.

Шарлатанам, вовлекающим в это занятие наши молодые сценические силы, конечно, всё равно. В огромном большинстве эти люди ничего не смыслят в искусстве; им надо только для своих коммерческих целей сорвать от молодых сил их возможности. А если приобретают при том же за дешёвую цену имя Художественного театра для рекламы, то чего же им больше ждать. Всмотритесь внимательно в личности и побуждения тех, кто Вас в это дело вовлекает, и Вы легко поймёте всю угнетающую правду того, что я говорю.

Я редко смотрю испошлённое ремесло синематографа, которое, однако, могло бы быть в высокой степени полезным. Но когда я вижу, как на экране подделываются под готовых артистов и ломаются в грубых штампах в святом неведении молодые люди, о которых заботятся в Художественном театре, как они участвуют в произведениях, которые своей пошлостью развращают вкус и калечат артистическую психику, меня охватывает злая досада на то, что здесь с таким вниманием и с такой осторожностью относятся к каждому их шагу на сцене. Обыкновенно оправдываются нуждой, дороговизной жизни.

Пусть каждый пошлёт вопрос в лучшую часть своей души, поищет ответа в своей совести, оправдывает ли даже нужда преступление перед искусством, служение которому равносильно служению богу. Разумеется, мы не станем бороться с этим явлением путем денежных давлений, но не можем не отличать тех, которые берегут свои силы для настоящего искусства, от тех, кто треплет и развращает их».

Письмо В.И. Немировича-Данченко труппе Московского Художественного Театра, 1915-1917 гг., в Сб.: Немирович-Данченко В.И., Избранные письма в 2-х томах, Том 2, М., «Искусство», 1979 г., с. 159-160.