Пара(ы) противоположностей или дополнение до пары противоположностей
Искусствоведение и литературоведение
X
Пара(ы) противоположностей или дополнение до пары противоположностей
Искусствоведение и литературоведение
X
«Одно из свойств, отличающих гениев от обычных умов, состоит в том, что у гениев - двойное отражение, подобно тому как карбункул, по словам Жерома Кардана, отличается от хрусталя и стекла тем, что обладает двойным преломлением. Гений и карбункул, двойное отражение и двойное преломление - явление морального порядка соответствует явлению физическому.
Но существует ли в природе карбункул, этот драгоценнейший из драгоценных камней? Это ещё не выяснено. Алхимия отвечает - да, химия же продолжает искать. Что до гения, то он существует. Достаточно прочесть первый попавшийся стих Эсхила или Ювенала, чтобы найти этот карбункул человеческого мозга.
Благодаря такой способности двойного отражения гении могут довести до наивысшей силы то, что в риторике называется антитезой, - великую способность видеть две стороны вещей.
Я не люблю Овидия, этого льстившего издалека и презираемого тираном трусливого изгнанника, эту ползающую на брюхе собаку, лизавшую кровавые руки, я ненавижу изысканное остроумие, которым полны произведения Овидия; но я не смешиваю это изысканное остроумие с мощной антитезой Шекспира.
Широкий ум многогранен, вот почему Шекспир содержит в себе Гонгору, так же как Микеланджело содержит в себе Бернини; на этот счёт есть готовые фразы: «Микеланджело манерен, Шекспир злоупотребляет антитезой». Всё это - формулы определённой литературной школы; но они выражают близорукое понимание великой проблемы контраста в искусстве. […]
Антитеза Шекспира - это мировая антитеза, которую вы найдёте всегда и повсюду; вездесущность противоречия - это жизнь и смерть, жар и холод, праведник и нечестивец, ангел и демон, небо и земля, цветок и молния, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое, океан и зависть, пена и слюна, ураган и свисток, «я» и «не я», объективное и субъективное, чудо природы и сверхъестественное чудо, идеальное и уродливое, душа и мрак. Это та тайная и явная вражда, те бесконечные приливы и отливы, то беспрерывное «да» и «нет», то неустранимое противоречие, тот безграничный непрекращающийся антагонизм, из которого Рембрандт создаёт свою светотень, а Пиранези свою головокружительную перспективу. Прежде чем отнять антитезу у искусства, нужно отнять её у природы. […]
Каждому гению первой величины свойственно создавать образец человека. Все они приносят в дар человечеству его портрет, одни смеясь, другие плача, третьи погрузившись в раздумье. И последние - это величайшие. Плавт смеется и дарит людям Амфитриона, Рабле смеётся и дарит людям Гаргантюа, Сервантес смеётся и дарит людям дон Кихота, Бомарше смеётся и дарит людям Фигаро, Мольер плачет и дарит людям Альцеста, Шекспир предаётся раздумью и дарит людям Гамлета, Эсхил мыслит и дарит людям Прометея. Те гении велики; Эсхил и Шекспир необъятны».
Виктор Гюго, Из трактата «Вильям Шекспир» / Собрание сочинений в 15-ти томах, Том 14, «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с. 268-269 и 279.