Принципиальное неравенство людей от природы по И.М. Ефимову

«Мы живём в эпоху, ознаменованную победным наступлением эгалитарной идеи - идеи равенства.

Начиная с Жан Жака Руссо и Французской революции, в странах Европы один за другим рушились сословные барьеры. Исчезали сеньоры, графы, князья, дворяне. Избирательные права предоставлялись любому бедняку. В странах Азии шла и до сих пор идёт упорная и во многом успешная борьба с системой каст. Люди отдавали и отдают свои жизни в борьбе с расовым неравенством. Горячие страсти вызывает борьба за равенство женщин с мужчинами. Весь мировой коммунизм черпал свою мощь из импульса, направленного на преодоление неравенства имущественного.

За неравенство рубили головы гильотиной, расстреливали в подвалах ЧК, душили голубыми пластиковыми мешочками в полях Камбоджи. Наличием социального неравенства объясняли и оправдывали бандитизм, терроризм, поджоги, пытки. Источники любого неравенства подвергались въедливому исследованию и враждебно-презрительному истолкованию. Даже самые  безжалостные деспоты XX века не решались украсить себя короной или мантией, но появлялись на трибунах в таких же пиджаках, кителях, френчах или гимнастёрках, какие носили их подданные. И в разгар этого победного и грозного марша просто страшно вдруг встать и напомнить простую, всем давно известную, но вот уже двести лет отодвигаемую на задний план истину:

ЛЮДИ ОТ ПРИРОДЫ НЕРАВНЫ.

Они неравны по уму, они неравны по энергии, они неравны по таланту, по художественной одаренности, по жажде свободы, они неравны по целеустремленности, по волевому потенциалу. Они неравны потому, что Хозяин жизни даёт при рождении одному «пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф. 25, 15).

Все это знают, но вслух об этом говорить нельзя. Неоспоримый этот факт не должен приниматься во внимание ни при каких рассуждениях о совместной жизни людей на Земле, ни при каком планировании социальных институтов. Простую эту истину стыдливо огибает всякая мысль, всякое слово, всякий оратор и писатель. Раньше, вплоть до конца XIX века, таким же умолчанием было окутано всё связанное с эротикой, с сексом, с плотской природой любовного влечения людей […]

Лозунг, висящий на некоторых американских школах, - «Together we create success («Вместе мы создаём успех»), - ложь и нелепость. Невозможно «вместе создать успех». Успех всегда достигается кем-то одним за счёт других.

И если мы признаем, что есть некое меньшинство, которое от рождения наделено большим талантом, энергией, предприимчивостью, - о какой справедливости тогда может идти речь?

Тогда окажется, что так называемое самое справедливое устройство общества - современная демократия, основанная на свободной рыночной конкуренции, - есть устройство, изначально обрекающее большинство населения на горечь поражения, на тоску отверженности, на унизительное прозябание за оградой праздника жизни. Тогда окажется, что все громкие слова об Обществе Равных Возможностей - лишь хитрый идеологический камуфляж, дымовая завеса, созданная и оберегаемая одарённым меньшинством, чтобы скрыть печальную правду от посредственного большинства, а заодно - и от собственной совести.

Тогда яснее станет смысл страшного Евангельского пророчества: «...Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13, 12). […]

Ум и глупость, смелость и трусость, доброта и злоба, талантливость и бездарность, изящество и безвкусность - все эти свойства, в причудливых и непредсказуемых сочетаниях, обнаружатся потом в человеке растущем и созревающем. Но уже в момент рождения каждый таинственно наделен разной по силе жаждой жизни.

Именно эту разницу имеет в виду Платон, когда говорит, что человек от рождения может быть золотым, серебряным, медным или железным. Именно она лежит в основании мысли Аристотеля о том, что «одни умеют предвидеть и предусматривать, а другие - нет».

Именно её - затоптанную наступающим уравнительством - пытался высветить Ницше, писавший, что «всякое восхождение типа «человек» на высшую ступень развития было... делом аристократического общества, привыкшего верить в нерушимость длинной людской иерархической лестницы, в различную ценность разных людей».

Именно эту разницу имел в виду Бердяев, когда писал, что «никогда ещё не было такого острого конфликта между избранным меньшинством и большинством, между вершинами культуры и средним её уровнем, как в наш буржуазно-демократический век».

Именно эта разница дает ключ к пониманию строчки Бродского «равенство, брат, исключает братство» (ибо братья бывают старшие и младшие).

Именно её описывает Христос в притче о талантах, говоря, что при рождении одному дается «пять талантов, другому два, иному один».

Но в этой разнице даров нет никакой предопределённости судьбы. Ибо кроме талантов человеку даётся ещё самый главный дар - дар свободы. Он свободен зарыть свои таланты - хоть один, хоть два, хоть все пять - или пустить их в рост, в оборот, в обогащение жизни. Смело направлять луч сознания куда хватает его силы или избирательно обходить все пугающее, укоряющее, болезненное - вот смысл дарованного нам выбора. И этот свободный выбор между веденьем и неведеньем и определит в конце концов ценность человеческой жизни, ценность личности. Поэтому во всех дальнейших рассуждениях я постараюсь избегать качественных категорий, сравнения людей по шкале «лучше - хуже».

Ультрафиолетовые лучи не лучше и не хуже инфракрасных. Высокие радиочастоты не лучше низких - просто другие. Есть электричество высоковольтное и низковольтное. Так и люди - их волевой потенциал, дарованный от рождения, может быть весьма различным. Он не поддаётся точному измерению, но мы все умеем инстинктивно угадывать высокий потенциал - и порой очень рано. Многие великие военачальники - от Александра Македонского до Наполеона Бонапарта - были выисканы инстинктом и вознесены армией, ищущей вождя, совсем молодыми.

Высоковольтные и низковольтные - этими терминами я буду пользоваться для описания врожденного неравенства людей.

Высоковольтное меньшинство и низковольтное большинство - между ними так же невозможно провести чёткую границу, как невозможно отделить вершину горы от её подножия. Но они существуют с той же несомненностью, как существуют вершина и подножие горы. И всякий социально-политический мыслитель, который пытается игнорировать эту разницу, может быть  уподоблен географу, который исходил бы из допущения, что Земля - плоская.

«Люди равны перед Богом» - но это лишь потому, что Бог непомерно велик и наши различия перед лицом Его всеведенья и всемогущества ничтожны. В церкви высоковольтный может опуститься на колени рядом с низковольтным, и в этом не будет никакого притворства или неправды - ибо перед лицом Творца мы поистине едины. Но между собой мы очевидно и мучительно неравны. Любая эгалитарная идеология, пытающаяся утверждать обратное, по сути присваивает себе прерогативу Божества. И если ей удастся прорваться к власти, она всегда кончит самообожествлением».

Ефимов И.М., Стыдная тайна неравенства, М., «Захаров», 2006 г., с. 5-6, 12 и 18-19.