Комплекс из 6 качеств творческой личности образующих единую систему (по Г.С. Альтшуллеру)
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Комплекс из 6 качеств творческой личности образующих единую систему (по Г.С. Альтшуллеру)
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Леон Баттиста Альберти написал обширный диалог на итальянском языке «Домострой», где он вернулся к теме гармонической личности, которой он касался в более ранних трактатах, например, «О семье», законченном в 1441 году.
Потенциальные способности личности Л.Б. Альберти объединил понятием «Virtu» (доблесть, способность). И во власти человека раскрыть свои природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы, борясь с проделками богини случая Фортуной….
«Деятельность разума (движение души) естественна и направлена на поддержание гармонии внутреннего и внешнего бытия человека. Платоновская идея разумности как главной черты индивидуальности сочетается у Альберти с учением Аристотеля о динамическом характере добродетелей - основном условии достижения блага и его высшей ступени - счастья. Рассуждая о назначении человека, Альберти выделяет два наиболее общих этических принципа, определяющих счастье как высшую цель человеческого существования. «По нашему убеждению, человек рождён, чтобы использовать материальные блага, быть добродетельным, иными словами - стать счастливым; ибо таким можно считать того, кто добр к людям, и потому угоден Богу; тот же, кто не пользуется материальными благами, вредит людям, а значит, и мало угоден Богу, и глупо, если он считает себя счастливым».
Однако не все правильно понимают счастье, замечает Альберти, или толкуют его по-разному; одни видят его в том, чтобы ни в чем не испытывать нужду, другие - в поисках богатства и могущества; некоторые считают счастьем отсутствие неприятных ощущений и чувств; иные отождествляют его с удовольствиями и наслаждением. Но ближе всего к истине те, кто так или иначе связывает счастье с добродетельной жизнью и разумными делами.
Формула счастья, которую утверждает Альберти, - полезная деятельность, добродетельная жизнь, угодность Богу - формально не расходится с христианским учением. Различия заключаются в её трактовке. Альберти отвлекается от идеи о загробном блаженстве как истинном и высшем человеческом счастье и всю силу своих аргументов сосредоточивает на обосновании счастья земного, достижению которого призваны служить активность разума и добродетель. Разум и добродетель взаимосвязаны, но эта их связь раскрывается лишь в активности, постоянном взаимодействии. «Счастья нельзя достичь, - подчеркивает Альберти, - не совершая добрых дел, праведных и доблестных, т. е. таких дел, которые не только никому не вредят, но полезны многим».
Здесь снова на первый план выступает гражданственная сторона этики Альберти, содержащаяся в его оценке труда, творчества, деяний человека. Немалую роль в ней играют почёт и слава - общественное признание заслуг личности. Трактат «О семье» насыщен рассуждениями о важности труда и всякого рода занятий, вызывающих одобрение близких и сограждан, советами молодежи по поводу выбора наиболее полезного и почётного дела, сентенциями: в любом предприятии сочетать личные выгоды с пользой для общества.
Альберти с убеждённостью говорит о том, что данную человеку от природы способность к деятельности следует направить туда, где можно извлечь наибольшую пользу и завоевать почёт и славу. Правильный выбор занятия - лишь первый шаг к успеху: важно приложить максимум усилий, весь свой опыт и знания для достижения совершенства в избранной области, только тогда труд увенчается почетом, только так «можно достичь в нем высшего совершенства и славы». Стремление заслужить уважение и почёт оказывается главным стимулом активности, напряжения сил, борьбы с трудностями. В важном начинании можно пожертвовать и личной выгодой, но, разумеется, лучше, если достигается и она.
Тема труда, творчества, активной жизни во имя личного блага и общественной пользы заполняет также многие страницы «Домостроя». «Ничто так не противоречит жизни и положению человека, - читаем в «Домострое», - как отсутствие какого-либо почётного дела. Не для того даёт природа человеку величие разума, ума и таланта, чтобы он прозябал в покое и изнеженности. Человек рождён, чтобы быть полезным себе и не менее полезным для других... В праздности мы становимся слабыми и ничтожными. Искусство жить постигается в деяниях!».
Благодеяние и добродетель приносят радость и счастье, а «люди праздные подобны спящим - не вполне живые и не совсем мёртвые»; тот же, кто предается позорным занятиям, может быть лишь несчастным, «жизнью будет лишь постоянный труд». Дело требует от нас постоянных усилий, поэтому прежде всего следует избегать того, что вредит ему, т. е. покоя и изнеженности.
Здесь этические принципы Альберти сформулированы предельно чётко: только разум, добродетель и труд в их неразрывном единстве создают основу для подлинно человеческой жизни. Труд, активность, движение - свойства человеческой натуры, данные ему изначально, как даны душа и тело. Мерой движения служит время, Альберти включает его в «собственность человека». «Три вещи» принадлежат человеку, замечает он в трактате «О семье», - душа, тело и время. Душа свободна, неподвластна Фортуне; тело создано природой как инструмент души, и распоряжается им человек так же свободно, как душой; и, наконец, время, если оно используется разумно, деятельно, то принадлежит человеку».
Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 185-187.