Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
«Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования.
Перечислим уровни новшеств в образовании.
1. Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.
Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.
2. Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.
Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2-3 предметам вместо 5-7.
3. Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.
4. Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.
Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.
5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.
Пример: система «погружения» М.П. Щетинина.
6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению её составляющего элемента.
Примеры: концепция и технология личностно ориентированного образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ-педагогика; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий». (Вероятно, не все перечисленные в последнем пункте технологии соответствуют приведённой автором формулировке «педагогического открытия» – Прим. И.Л. Викентьева).
Хуторской А.В., Педагогическая инноватика, М., «Академия», 2010 г., с. 28-29.
Уровни технических изобретений по Г.С. Альтшуллеру.
Наши правила обсуждения умных видео на YouTube