Начиная с XVIII века в Европе и Америке растёт число творческих личностей - женщин.
Оценки числа творческих личностейРазличные экспертные оценки доли творческих личностей в обществе
X
Начиная с XVIII века в Европе и Америке растёт число творческих личностей - женщин.
Оценки числа творческих личностейРазличные экспертные оценки доли творческих личностей в обществе
X
В.Ф. Овчинников, анализируя данные Большой Советской Энциклопедии, издававшейся в СССР в 70-х годах XX века, пришёл к выводам, что:
«На протяжении почти трёх веков истории русской культуры, если исходить из энциклопедических источников, в общем своде имён женские имена занимают только 5 процентов. Но и эта сравнительно небольшая величина ставит Россию в лидирующее положение по участию женщин в общественно-исторических и творческих процессах, - в стране, геополитически находящейся между Западом и Востоком. Думается, что объяснить это обстоятельство однозначно нельзя.
Прежде всего следует указать на религиозный фактор.
Религиозные догматы выступали ограничителями возможностей женского самовыражения и творческой самостоятельности. Католицизм и восточные религии были (да и остаются) более жёсткими и требовательными к женщине, чем русское православие, если иметь в виду круг её обязанностей. Под влиянием религиозного фактора замкнутость женщины на непосредственных семейных обязанностях на Западе и Востоке исторически была гораздо выше по сравнению с Россией. Начиная со второй половины XIX века в России, охваченной общественным пробуждением, широко развивались движения, связанные с раскрепощением женщины, с приобщением её к образованию и гражданской деятельности. Нельзя не учитывать и то существенное обстоятельство, что по мере втягивания страны в революционные процессы, общественная активность женщины заметно возрастала. Хотя это и общая тенденция, но в России она проявилась наиболее ярко и убедительно.
Как уже говорилось, согласно энциклопедическим данным, Россия занимает первое место в мире по численности профессиональных революционеров - 1169 имен. (По нашим сведениям, в западных источниках - 3,3 процента, в восточных - 2,3). И среди общего числа профессиональных революционеров доля женщин составляет почти 45 процентов. Любопытно отметить, что в общей численности политических террористов (В. Засулич, В. Фигнер, Ф. Каплан, А. Биценко, И. Кохановская и др.) доля женщин ещё выше».
Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 238-239.
«… если иметь в виду науку, художественное и техническое творчество, насчитывается не менее 100 гениальных личностей-женщин. Наш анализ показывает, что женщин, проявивших крупный талант, - не менее двадцати («не менее», ибо подобные данные, по известным причинам, всегда будут носить лишь ориентировочный характер). Из них в гуманитарных знаниях - две: Е.Р. Дашкова и Е.П. Блаватская.
Е.Р. Дашкова (1731-1799) - первая женщина в России, заявившая о себе в области культуры и литературы, она первая женщина-президент Петербургской академии наук, основатель Российской академии; Е.П. Блаватская (1831-1891) - теософ и писательница, основательница за рубежом (США) первого Теософического общества. В точных науках - одна: С.В. Ковалевская (1850-1891), математик, первая женщина член-корреспондент Петербургской АН. Ниже укажем число женщин, участвовавших в творчестве по следующим его видам: писатели - 1, поэты - 4, живописцы - 1, скульпторы - 3, артисты театра - 19, певцы (оперы и эстрады) - 23, балет - 28. (Все творческие женские имена, вошедшие в энциклопедии, даны в социологическом приложении: 82 имени из 750, что составляет 10,3 процента.)
В таких областях творчества, как музыка, живопись, архитектура, а также в изобретательстве, конструировании, среди знаменитых первопроходцев и путешественников женские имена не встречаются. В техническом творчестве также нет ни одного крупного женского имени».
Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 232-233.
Проявления талантливости женщин в России по В.Ф. Овчинникову