«Концепцию сознания на Западе ввёл в философию Анаксагор в V веке до нашей эры.
Он назвал сознание nous и определял его как бесконечную, самоуправляемую, ни с чем не смешанную субстанцию, источник движения, необходимую часть всего живого, имеющую сходные свойства у животных и человека.
Nous рассматривалось как обобщённый интеллект, управляющий движением космоса (точнее – движением частиц его составляющих – Прим. И.Л. Викентьева).
Аристотель и Платон отмечали, что сам Анаксагор по существу не использовал свою концепцию, и она позже была разработана другими философами.
В своей книге «De anima» Аристотель рассматривает сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей; он говорил: «Мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способности мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный отличать вечное от тленного; только сознание может существовать отдельно от всех других психических функций».
Аристотель считал, что плод вначале наделён вегетативной душой, которая затем заменяется на чувствительную душу и лишь перед самым рождением - на божественный дар, разумную душу; отсюда следовало, что и сам Аристотель когда-то обладал другими основными функциями, а именно чувствительной и вегетативной, которые имеются и у животных.
Мысль Аристотеля пронизывает все философские системы Запада вплоть до наших дней, а подразделение функций человеческого организма на вегетативные, чувствительные и психические используется и поныне. В сегодняшнем обиходном употреблении слова «душа» и «сознание» часто отождествляются, и некоторые люди считают, что душа, а возможно, и сознание способны обрести плоть пли покинуть её как независимые субстанции».
Хосе Дельгадо, Мозг и сознание, М., «Мир», 1971 г., с. 31.