Проблемы русской церкви по В.В. Налимову

«Рассматривая историю России, В.В. Налимов «…предъявляет счёт Православной церкви. Он считает, что она трижды ввергала Русь в искушение властью, и трижды это искушение принималось.

Первое искушение относится к XVI веку. Оно касается основоположников двух направлений русского Православия: Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.

Нил Сорский и его сподвижники, получившие наименование «нестяжателей», вели аскетическую жизнь, призывали к любви, защищали духовную свободу и заступались за гонимых еретиков, которых сторонники Иосифа - «осифляне» предавали казни. Нестяжатели предпочитали трудовую бедность и даже не просили милостыни, стремились быть независимы от светской власти, были обращены к духовному наследию Востока. В их иноческой организации царили кротость и безвластие.

В противоположность им осифляне призывали к страху Божьему и ополчались на еретиков, для них была характерна суровая дисциплина, уставная молитва и показное обрядовое благочестие. Сторонники Иосифа были ярыми религиозными националистами, работали над укреплением самодержавия и добровольно отдавали под попечение государства свои монастыри и всю русскую церковь. Для них была нестерпима духовная свобода и мистически-созерцательная жизнь сподвижников Нила Сорского.

В середине XVI века был произведён разгром заволжских скитов нестяжателей. С их исчезновением ушло и мистическое направление в русском монашестве. Осифлянство с его преданностью богатству и Власти - победило.

Но эта победа обернулась большими невзгодами для духовной жизни. Среди учеников Иосифа Волоцкого можно увидеть много иерархов, но ни одного святого. Венчание на царство в 1547 году Ивана Грозного разделило духовную жизнь на два этапа; святая Русь и Православное царство.

Но власть несовместима с духовностью. Христос не принял искушение властью, а русская церковь - приняла. Она создала традицию обрядового благочестия, когда под прикрытием имени Христа можно делать всё что угодно для укрепления самодержавия.

Второе искушение Русской православной церкви властью В.В. Налимов относит к периоду первой мировой войны. Христианские государства вошли в войну для решения своих конфессиональных проблем, и миллионы людей оказались жертвами бойни, развязанной при участии церкви.

Третье искушение связано с установлением власти во имя коммунизма, во имя Дальнего. Над революцией витал образ Христа, увиденный мистическим поэтом Александром Блоком, но образ этот был не замечен Церковью во мгле кровавых событий. Церковь предалась новой Власти, Иван Грозный принял эстафету от Иосифа Волоцкого, осифлянский коммунизм сменил осифлянское православие.

Трагедия России, считает В.В. Налимов, состоит в том, что в ней не появился достаточно сильный религиозный реформатор. Возможно, им мог стать Л.Н. Толстой, но так не случилось, русский Лютер не состоялся.

Со времён Иосифа Волоцкого русская церковь стала огосударствлённой и   подавляющей любое духовное противостояние. Василий Васильевич однажды непосредственно соприкоснулся с этой спаянностью церкви и государства, когда в перерыве между двух своих арестов зашёл в церковь и услышал там молитву за здравие Сталина. Он был поражён, хотя ему говорили об этом раньше. Церковь не молилась о невинных страдальцах, которые погибали в лагерях, пропадали в тюрьмах или ожидали расстрела, она молилась за здравие тирана.

В.В. Налимов через много лет после смерти Сталина не раз обращался к православно ориентированным мыслителям с вопросом: что же произошло с нашей христианской страной и её Богоносным народом? Ему всякий раз отвечали: «Попустительство Божье». Но это, полагает он, не ответ, а просто отказ обсуждать проблему, утверждение, что обсуждать её нам не дано. Таким отказом церковь и теперь отчуждает себя от проблем сегодняшнего дня, теряет свое бытийное начало. Видимо, одна из причин такого поведения деятелей церкви в том, что они берут лишь одну смысловую нить из Библии, хотя Библия многогранна. Эта избираемая ими тема связано с идеей сурового детерминизма и преклонения перед любой властью. Речь идёт о покорности любому насилию, вершащемуся от имени власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».

Золотухина-Аболина Е.В., В.В. Налимов. Отечественная философия, М., «Март», 2005 г., с. 86-88.

 

 

Бюрократизация власти в России по В.В. Налимову

Введение христианства на Руси