Медицинский диагноз душевной болезни Ван Гога по Карлу Ясперсу

Современники вспоминают, что Ванг Гог в юности  был  «…склонен к уединению, к самоизоляции и в то же время постоянно испытывает сильнейшую потребность в любви и в обществе. Для большинства людей - но не для всех - совместное проживание с ним затруднительно. Он не слишком умел вести себя с людьми. «Ван Гог, очевидно, вызывал смех своей манерой поведения, поскольку он поступал, думал, чувствовал и жил не так, как другие в его возрасте...  Выражение его лица всегда было несколько отсутствующим, в нём было что-то задумчивое, глубоко серьезное, меланхолическое. Но если он смеялся, то смеялся сердечно и весело, и всё его лицо тогда светлело. […]

Просматривая в хронологическом порядке письма Ван Гога с целью обнаружить  первые признаки будущего психоза, мы сразу обратим внимание на то, что,  начиная с декабря 1885 года, в них постоянно сообщается о соматических  нарушениях. […]

Приезд Гогена в конце октября 1888 года внёс в жизнь Ван Гога воодушевляющее  возбуждение. Ему было с ним необыкновенно хорошо. […] Гоген рассказывает:  «В последнее время тамошнего моего пребывания Винсент то был необычайно  резок и буен, то снова становился молчалив. Несколько раз я с изумлением  наблюдал, как Винсент ночью встаёт, подходит к моей кровати и стоит надо  мной... Достаточно мне было строго сказать ему: «В чем дело, Винсент?» - как  он, не говоря ни слова в ответ, отходил, ложился в постель и погружался в  свинцовый сон... Вечером мы идём в кафе. Он берёт себе стаканчик лёгкого абсента. И вдруг швыряет этот стакан с его содержимым мне в голову». На следующий вечер Гоген встретил Ван Гога на улице, и тот бросился к нему с раскрытой бритвой в руке. Гоген пристально посмотрел на него, и Ван Гог побежал прочь.  Потом он отрезал себе кусок уха, положил его в конверт и отнёс в бордель знакомой проститутке. Его нашли в кровати, окровавленного и без памяти, и увезли в больницу. Брат разыскал его. В череде его философских и теологических фантазий были короткие промежутки, «в которые он был нормален». […]

Резюмируем наше мнение о его творчестве в части, касающейся связи с  психозом. Граница развития приходится на начало 1888 года, что совпадает с  началом психоза. Работы, оказавшие столь большое влияние на нас и на наше  время, относятся к 1888-1890 годам. В это время было написано больше картин,  чем во все предшествующие годы. Это было мощное экстатическое возбуждение,  которое, однако, оставалось дисциплинированным. Самые последние картины  последних недель производят несколько хаотическое впечатление. Здесь,  кажется, уже чувствуется приближение к новой, второй границе. Краски  становятся брутальнее, они уже не просто резки и полны внутреннего  напряжения, но приобретают характерность разрушения. Ощущается возможная  утрата тонкости восприятия и ещё более - дисциплины. В работах 1888-1890  годов сказывается такое напряжение, словно в них пытались найти своё  выражение жизненные и мировые вопросы. Это искусство воздействует  мировоззренчески, хотя никакого мировоззрения тут не подразумевалось, тем  более - не высказывалось, не задумывалось и даже задним числом не могло бы  быть сформулировано. Тут - борьба, удивление, любовь, выражение движения.  Художество, искусство тут - просто медиум, пусть даже обогащённый  творческими средствами; тут первоисточник, а не преднамеренная уловка. Не  выученное, а пережитое в расслаблении становится объектом. Это так же, как с  Гёльдерлином: как будто струна, по которой сильно ударили, издает высочайший  звук, а сама в этот миг разрывается.

Контрастным к этому типу является человеческий тип, находящий свое высшее  выражение в фигуре Гёте: здесь перед нами предстает личность, никогда не растворяющаяся в творчестве без остатка, всегда «стоящая позади» своего творения. Такому Гёте, для которого, кажется, нет ничего невозможного, поздние стихотворения Гёльдерлина, картины Ван Гога, философская позиция Кьеркегора были бы чужды. В них создающий их человек умирает. Он умирает не от усилий, не от работы, не от «переутомления», но те впечатления и субъективные движения, - быть может, связанные просто с функциональным изменением, ослаблением психики, - выражением которых становится творчество, в то же время являются составляющими  процесса, ведущего к разрушению. Шизофрения как таковая не даёт творческой  силы, поскольку лишь немногие шизофреники - творцы. Шизофрения не создаёт ни  личности, ни одаренности - они были и до болезни, но проявления их были куда  более невинны. Шизофрения для таких личностей является поздней предпосылкой  (в причинно-следственном смысле) самораскрытия их глубин. […]

Рискну охарактеризовать такую гипотетическую цепочку следующих друг за другом  «периодов» (творчества Ван Гога – Прим. И.Л. Викентьева):

1. Годы до 1886. Весьма изрядные ученические работы натуралистического,  позднее - импрессионистского характера. Рисунок и живопись везде плоскостны.  Никакого расщепления формы мазка.

2. 1887 год. Устойчивое колористическое развитие. Цветочные и другие  натюрморты высочайшего уровня. В сравнении с позднейшим все пока ещё  спокойно.

3. Вторая половина 1887 года - до начала лета 1888. Продолжение того же  устойчивого развития. Прекраснейшие цветочные натюрморты. Медленное  «включение» шизофрении. В работах это ещё не заметно. Время «перехода».  Развитие «идейного» расщепляющего нанесения мазков, особенно в пейзажах,  производящих в целом спокойное впечатление (например, подкрашенный акварелью  рисунок ландшафта с «синей тележкой» в окрестностях Арля). Всё сильнее  проявляется абстрагирующая манера, которая кажется проникновением в сущность  отдельных предметов. Бесконечное богатство - но не в воспроизведении, к  примеру, отдельных ботанически опознаваемых видов цветов, а в идее возможных  образов растений, в переливах движений какого-то луга, какого-то сада. Не  задаёшься вопросом, какой конкретный объект изображен тут или там и,  несмотря на это, испытываешь такое чувство, словно заглянул в глубиннейшую  суть действительного.

4. Лето 1888 года. Напряжение, возникшее уже раньше, теперь ощущается в  каждой работе. Но выражение этого мощного внутреннего напряжения  свидетельствует о величайшей дисциплине и чувстве формы, о необычайной  широте и ясности горизонтов сознания человека, с совершенной уверенностью  владеющего своими сильными и яркими переживаниями. Достигнута высочайшая  творческая вершина; подъём к ней был крутым. Примерами могут служить рисунки  деревенской улицы в Сен-Мари и кафе в Арле.

5. Конец 1888 года - 1889 год. Решающий шаг в развитии шизофренического  процесса: первое резко выраженное острое состояние в декабре 1888.  Возрастание самодовлеющей ценности собственно динамики мазка. Напряжение ещё  остается подконтрольным, но уже не даёт прежнего свободного, живого синтеза;  более того, работы становятся регулярнее и в высокой степени - но пока ещё в  хорошем смысле - демонстрируют манеру (например, многочисленные пейзажи с  кипарисами демонстрируют величайшее богатство чудовищного движения).  Предметно особенное, понятийно отдельное всё более исчезает, уступая общему  движению линии как таковой.

6. В 1889 году - появление и в 1890 - умножение признаков обеднения и неуверенности на фоне высочайшего возбуждения. Элементарные энергетические импульсы, проявляющиеся уже не творчески богато, а более монотонно. Земля, горы возникают как какая-то выпячивающаяся, пластическая масса, всё особенное исчезает, гора может предстать в облике муравейника - так мало уже ищутся специфические контуры. Возникают нагромождения мазков, лишённые  дифференцированной жизни, неопределенные очертания, не носящие иного  характера кроме характера возбуждения. Раньше в общем движении изображаемого  был некий конструктивный остов; он становится всё слабее. Картины  представляются всё более скудными, детали - всё более случайными. Иногда  художественное буйство переходит в почти безобразное марание холста. Энергия  без содержания, отчаяние и трепет без выражения. Нового «образования  понятий» уже не происходит.

Само собой разумеется, во времени это изменение отнюдь не выражается  какой-то плавной кривой. Не все сравнительно слабые его работы относятся к  1890 году; с другой стороны, в этом, 1890, году создаются и работы высокого  уровня. Однако я предполагаю, что временные промежутки, к которым могут быть  отнесены такие работы, сравнительно невелики. Верифицировать это  предположение я не в состоянии, ибо, не говоря уже об оригиналах, я не  располагаю и исчерпывающим репродуцированным материалом. Прискорбно  чувствовать больше, чем можешь выразить, - так, я нахожу мои замечания  весьма скудными, поскольку не имею профессионального искусствоведческого  образования, - и прискорбно из-за отсутствия достаточных материалов не иметь  возможности провести исследование, которое представляется имеющим  существенное значение». […]

То, что Ван Гог страдал от какого-то психотического процесса, сомнений не  вызывает. Вопрос лишь в том, что это был за процесс. Какой диагноз следует  поставить? Для диагноза эпилепсии, который поставили лечившие Ван Гога  врачи, я не вижу никаких оснований; в картине болезни отсутствуют  эпилептические припадки и специфическое эпилептическое слабоумие. Речь,  таким образом, может идти лишь о шизофреническом процессе или прогрессивном  параличе. Исключить паралич с абсолютной уверенностью нельзя. Возможностей  получить сифилитическое заражение в жизни Ван Гога было вполне достаточно.  Прогрессивный паралич обнаруживается только по своим телесным симптомам.  Никаких сведений о таковых мы не имеем. Единственное, что могло бы послужить  диагностическим указанием, это определенный характер опустошения некоторых  из самых последних картин, а также сообщение Ван Гога о нетвёрдости руки.  Однако полное сохранение критичности и дисциплины на протяжении двух лет при  столь сильных психотических атаках для паралича крайне маловероятно, для  шизофрении же - необычно, но возможно. Мне представляется вероятность  шизофрении абсолютно преобладающей».

Карл Ясперс, Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина, СПб, «Академический проект», 1999 г., с.

 


Гениальность и шизофрения по Карлу Ясперсу